Многим из нас, кто рос до реформ Второго Ватиканского Собора, внушали образ Бога, который был в лучшем случае строгим родителем, а в худшем — суровым судьей, имевшим власть приговорить нас к вечному проклятию. Представить себе такого Бога в качестве друга было не просто смело, но невозможно.

К счастью, большинство католиков в третьем тысячелетии имеют образ более доброжелательного Бога. Но, чтобы назвать Его другом?

Кем для тебя является Бог? Я часто прошу людей, которых сопровождаю во время духовных упражнений и реколлекций, поразмышлять над этим вопросом. Я предлагаю им составить список определений Бога и сосредоточиться на том, которое имеет для них наибольшее значение. Отец и Иисус являются наиболее распространенными. Часто появляются также Создатель, Спаситель, Учитель и Дух. Но я не помню, чтобы когда-либо встречала слово Друг.

Почему мы не смеем думать о Боге как о друге? Кого вообще можно назвать другом?

  • Того, с кем мы можем поговорить.
    Ты разговариваешь с Богом? Читать молитвы достаточно легко, но чтобы по-настоящему поговорить с Богом и выразить свои надежды и страхи, необходимо использовать свои собственные слова.
  • Того, кого мы готовы слушать.
    Разговор с Богом слишком часто представляет собой монолог. Нам нужно научиться молчать и слушать. Бог говорит с нами разными способами — через Священное Писание, природу, Евхаристию и хороших людей, которых мы знаем. Что Бог говорит тебе?
  • Того, кому мы доверяем.
    Доверяешь ли ты Богу? Это не так просто, как кажется. Мы поддаемся тревоге и страху вместо того, чтобы доверять.
  • Того, кто нам доверяет.
    Подумай об огромном доверии, которое имеет к нам Бог, решив наделить нас свободой воли. Ведешь ли ты себя так, как будто достоин этого доверия?
  • Того, с кем мы хотим проводить время.
    В мире, полном шума и отвлекающих факторов, проводить время с Богом — это способ ощутить мир и покой.
  • Того, кто хочет проводить время с нами.
    Даже нескольких минут в день достаточно, чтобы встретиться с Богом, если мы открыты для Его призыва.
  • Того, с кем нам нравится разделять трапезу.
    Когда друг приглашает нас на обед, мы с радостью принимаем его приглашение и наслаждаемся каждой проведенной с ним минутой. Когда Иисус зовет нас на Евхаристию, спешим ли мы откликнуться на Его зов, чтобы выразить свою благодарность?
  • Того, на кого мы можем рассчитывать в трудную минуту.
    Большинству из нас это дается достаточно легко. Но не злоупотребляем ли мы при этом Его благосклонностью?
  • Того, кто может рассчитывать на нас в трудную минуту.
    Может ли Бог рассчитывать на то, что в мире, полном насилия и несправедливости, мы будем кормить голодных, принимать беженцев, отстаивать справедливость, трудиться ради достижения мира и молиться за наших врагов?

Если тебе все еще трудно думать о Боге как о друге, подумай об Иисусе. У него были друзья. Одним из самых близких был Лазарь. В духе игнатианского созерцания представь себя за обедом с Иисусом, Лазарем, Марфой и Марией. Представь себе сцену: еду, вино, беседу на разные темы. Что твой друг Иисус говорит тебе?

Осмелиться на дружбу с Богом? Попросим Святого Духа, чтобы помог нам сделать решительный шаг.

Автор: Барбара Ли

Фото: Marcus Aurelius @ Pexels

Источник: The Audacity of Friendship with God — Ignatian Spirituality