Мф 13, 24-43
В то время: Другую притчу предложил Иисус народу, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём. Когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господи! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы?» Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдём, выберем их?». Но он сказал: «нет; чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою». Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется сказанное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему, как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего. Пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие. И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да услышит!
Ты злой! (или я?..)
В сегодняшних притчах Господа Иисуса мы снова слышим о зерне и его росте, но в отличие от притчи о добром сеятеле, услышанной в прошлое воскресенье, мы узнаем, что существует также Его (и наш) враг, который сеет плохие семена в Божьем мире. В Евангелии находим объяснение словам Иисуса: через аллегорию наш Господь отвечает на вопрос, почему добро и зло сосуществуют в мире, почему Бог просто не искореняет несправедливость и грех. Но мы призваны приложить дополнительные усилия личной интерпретации, чтобы усвоить то, что наш Господь хочет передать нам посредством Своего учения, и сделать соответствующие выводы, которые затронут наши отношения и действия. Прежде всего, попытаемся понять разницу между «сынами Царствия» и «сынами лукавого» в объяснении притчи. Наверняка у нас есть собственное мнение о том, кто принадлежит ко второй категории: люди, которые поступают несправедливо, которые не уважают законы Божьи и человеческие, которые не слушают голос своей совести – или просто те, кто нам не нравится. Нам кажется, что это именно они – те самые «плевелы», и, вероятно, нам вместе со слугами хозяина поля хотелось бы выполоть их. Но домовладыка запрещает им и разъясняет, что это не их задача, а жнецов (Ангелов Божьих – по словам Иисуса) «при кончине века сего» во время Судного дня. Дело в том, что только тогда станет ясно, «кто есть кто», и как показывает история многих христиан, включая святых, их праведная жизнь началась после «покаяния во грехах» благодаря милосердию Бога, как говорит книга Премудрости Соломона в первом чтении. Поэтому один из уроков этой притчи – это призыв не осуждать другого человека (хотя мы имеем право и обязанность осуждать несправедливые действия).
Добро и зло вокруг нас – и в нашем сердце
Осознание благодаря словам Иисуса истины о том, что в мире действует враг – злой дух, заставляет нас обратить внимание на другую реальность: наше собственное сердце – это «поле», на которое попадает и доброе семя, и искушения. У нас наверняка есть желание быть хорошими людьми, «сыновьями и дочерьми Царствия», но реальность отличается от нашего желания: мы поддаемся искушениям, в нашей жизни растет и хорошая пшеница, и плевелы. Даже наши наилучшие усилия не дают нам полной свободы от того, что мы совершаем плохие поступки, обижаем других словами, допускаем плохие мысли. Должны ли мы, слушая учение Иисуса, сделать вывод, что нам не следует ничего делать с этими «плевелами» на нашем «поле», что нам следует просто смириться с их присутствием, позволяя им свободно расти? – Такая интерпретация противоречит и смыслу этой притчи, и учению Иисуса в целом. Мы обязаны противостоять злу, которое нас искушает, но «искоренить его» – это не наше дело. Только с помощью “Хозяина поля” мы можем надеяться на достижение полной свободы, причем не в соответствии с нашими ожиданиями и нашими сроками, а тогда и таким образом, как это решит Господь. В том, как мы видим свое освобождение и духовное добро, нам нужно довериться Богу и отказаться от такого стремления к совершенству, где мы, по сути, руководствуемся собственным перфекционизмом и желанием «доказать», какие мы хорошие. Часто чьи-то старания, в которых человек полагается исключительно на собственную силу воли вместо того, чтобы в смирении искать и принимать дар Божьей благодати и сотрудничать с ней, приводят к тому, что вместе с плевелами выдергивается также пшеница. Примером такой ситуации может служить борьба с гордостью и амбициями, в результате которой кто-то вообще теряет готовность действовать ипроявлять инициативу, неправильно понимая значение скромности и смирения.
Логика роста: приглашение к терпению
Образы горчичного зерна и закваски подчеркивают урок, который уже содержится в притче о плевелах: нам нужно терпение, чтобы осознать действие Бога и помочь Ему своими собственными усилиями. Наша культура заставляет нас ожидать быстрых результатов в короткие сроки, но рост – как физический, так и духовный – требует своего времени. Терпение – настоящая добродетель, которая приближает нас к Богу, и от Него мы учимся ей: в Божьих руках находится вечность. Божье терпение особенным образом проявляется в Его милосердии к нам и готовности всегда возвращать нам надежду и подбадривать, чтобы, несмотря на очередную неудачу, мы вставали и пробовали снова. Настоящая мудрость заключается в том, чтобы понять, какой шаг (обычно малый) мне нужно сделать сегодня, чтобы принять и способствовать тому росту, силу и энергию которому дает Дух Божий. Часто наилучшая «стратегия» в нашей жизни как учеников Христа – это не агрессивное противодействие злу и греху, а усиление того, что является их противоположностью: тех добродетелей, которые прямо противопоставлены порокам. Например, тому, кто склонен к «злому языку», следует практиковаться в том, чтобы, наоборот, говорить доброе о других.
«Отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира»: Иисус объясняет нам тайну Царства Божьего, которое лишь в незначительной части доступно нашему обычному восприятию. «Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол 3,3), и нам нужно привыкнуть к тому факту, что наше истинное сокровище откроется целиком только в мире, где другие законы.
А между тем, везде и в самих себе мы учимся видеть в свете Божьей благодати ростки Царства Божьего, незаметные в глазах этого мира, но которые в духе веры являются нашим главным богатством.
О. Виктор Жук SJ
Свежие комментарии