Вероятно, вам не раз приходилось встречаться с тезисом, гласящим, что для того, чтобы найти себя, необходимо прежде потерять себя. Это евангельское утверждение может быть проявлением эскапизма – желания сбежать от неприятной правды о себе – и охватывать широкий спектр методов, варьирующихся от здоровой медитации до злоупотребления психоактивными веществами.
Несмотря на то, что сторонники этого тезиса используют отличные от христианского подхода методы, их намерения, по словам христианского апологета К. С. Льюиса, на удивление близки к нему.
К. С. Льюис о необходимости потерять себя, чтобы найти себя
По мнению Льюиса, по своей сути «христианская жизнь является процессом трансформации природного «я» человека в «я» Христа». Иначе говоря, чтобы найти себя, человек должен прежде полностью потерять себя во Христе.
Определение христианской жизни, данное Льюисом, вторит словам св. Павла из Послания к Ефесянам, в которых он призывает
«отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, […] и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4,22-24).
Льюис подробно объясняет свое видение христианской жизни в интервью на радио BBC, которое он дал в марте 1944 года. Основные тезисы заключаются в следующем:
- Переход от старого «я» к новому происходит очень глубоко внутри человека
- Это изменение требует времени
- Благодаря этому преображению человек становится тем, кем ему действительно предназначено быть
Персонализм и потеря старого «я» с целью обретения нового «я»
Преображение старого «я» в новое происходит в самых сокровенных глубинах человека. По словам Льюиса, для того, чтобы этот процесс мог проходить, человеку нужно изменить свои самые личные желания и взгляды.
Философское течение под названием персонализм, представителями которого являются Габриэль Марсель, Кароль Войтыла и Норрис Кларк, постулирует, что у каждого человека есть фундаментальная глубокая внутренняя сущность, поддерживая, таким образом, утверждение Льюиса о том, что трансформация должна происходить глубоко внутри человека.
Этот переход от старого «я» к новому необходим для раскрытия нашего полного потенциала к творению добра. Как говорит Льюис, если мы не избавимся от старого «я», то будем подобны солдату, идущему в бой с грязной винтовкой: это не принесет особой пользы ни нам, ни нашей родине.
Для того, чтобы потерять, а затем найти себя, требуется время
Переход от старого «я» к новому не происходит мгновенно, это долгий путь. Для большинства людей, вероятно, эта трансформация начнется в этой жизни, а закончится лишь в следующей (т. е. в Чистилище).
Однако Льюис отмечает, что некоторые, а именно святые, переступают порог своего нового «я» уже здесь, на земле. Описывая таких людей, Льюис говорит:
«Их лица и голоса выделяются. Повстречавшись с ними, вы понимаете, что столкнулись с чем-то для вас недостижимым. С чем-то более сильным, более спокойным, более счастливым, более живым, превосходящим обычного человека».
Во времена жизни Льюиса люди пытались определить следующий этап эволюции человека, и Льюис отмечает, что эти люди не ошибаются, полагая, что человек будет дальше эволюционировать. Однако, по его мнению, они упускают суть, потому что не понимают, что человеку предстоит эволюционировать из «просто творения в Божьих чад».
Обретая новое «я», теряем ли мы свою уникальную индивидуальность?
В связи с вышесказанным, может возникнуть резонный вопрос: если следующим шагом для всех нас является потеря себя во Христе, то не значит ли это, что все мы лишимся своей индивидуальности? Здесь Льюис обращается к метафоре соли.
Если бы нашелся человек, не знающий свойства соли, то, попробовав ее, он мог бы предположить, что что-то с таким сильным вкусом просто заглушит вкус любого блюда. Однако соль не перебивает вкус еды, а лишь усиливает его.
«Предоставив себя полностью Его личности, вы впервые в жизни разовьетесь в истинного человека», – К. С. Льюис
Здесь Льюис предупреждает, что стремясь потерять себя во Христе и при этом продолжая заботиться о сохранении своей уникальной индивидуальности, мы упустим возможность потерять себя (и следовательно обновиться) во Христе. Ключ в том, чтобы сосредоточиться на Христе, а все остальное приложится.
Автор: Мишель Миллер
Источник: Lose Yourself to Find Yourself
Свежие комментарии