В пасхальную ночь мы снова слышим радостное «Аллилуйя!», которое не звучало в наших храмах с Пепельной среды. Можно сказать, что мы «постились» от употребления этого выражения, чтобы с новой силой прославлять Воскресшего Господа устами и душой в пасхальную ночь и в течение всего пасхального периода. «Аллилуйя» на иврите означает «славьте Господа»: христианская литургия позаимствовала это выражение из Псалтири, где оно встречается особенно часто в конце сборника (см. Пс 145–150). Впрочем, само греческое слово «псалом» (как и его еврейский эквивалент) означает именно «хвала, песнь прославления».

Пасхальная литургия особенна еще и тем, что во время нее мы слышим много библейских чтений. Эти отрывки из Священного Писания напоминают нам о некоторых наиболее важных моментах в истории спасения, кульминацией которой является искупительная смерть и воскресение Иисуса Христа. В святую ночь для нас звучат рассказы из Пятикнижия («Торы»), призывы пророков, псалмодия, «эпистола» (что означает «послание» – слова апостола) и, наконец, возвещение воскресения Господа в Евангелии. Такое разнообразие помогает нам оценить богатство стилей и жанров, которые мы находим в Священном Писании. Стоит помнить о разных литературных жанрах, когда открываем Библию: каждый из них требует от нас соответствующего отношения, потому что, например, притчу или метафорическое сравнение нельзя воспринимать через те же «очки», что и заповеди или законы; апокалиптическое видение – это не то же самое, что рассказ о конкретных исторических событиях. Стоит знать хотя бы основные правила, которыми руководствуются основные библейские жанры, чтобы мы могли более точно и полно усвоить то, что хочет сказать Господь через вдохновленных Его Духом авторов.

В зависимости от того, насколько подробно мы рассматриваем особенности того или иного жанра, можно выделить даже несколько их десятков. Самым простым является традиционное деление Ветхого Завета на Пятикнижие (Тору), исторические книги, пророческие книги и литературу мудрости. В Новом Завете мы выделяем Евангелия, Деяния апостолов, апостольские послания и Книгу Апокалипсиса. В свою очередь, каждая категория и даже отдельные книги могут содержать различные меньшие жанры. В Торе на фоне семейных историй и народного эпоса – истории освобождения Израиля из Египта – дано множество законов, правил и заповедей, касающихся самых разных сфер жизни. У пророков рядом с пламенными призывами к социальной справедливости мы находим жанр плача и предсказания наказаний за зло и высокомерие. Авторы апокалиптических текстов используют весьма специфический «шифр»: через космические и фантастические образы они рассказывают о борьбе добра и зла, предсказывая окончательную победу справедливости Божией.

Отдельной большой категорией является поэзия: в этом жанре написаны псалмы, многие дидактические (литература мудрости) и пророческие тексты. Библейская поэзия характеризуется не рифмовкой, а ритмичностью и синонимичным повторением: это нелегко передать в переводах.

Мы очень хорошо знаем, что Господь Иисус (и некоторые пророки до него) часто использовал в своем учении притчи и метафоры, сравнения: они тоже составляют отдельный жанр. Образный язык позволяет более наглядно объяснить невидимую реальность.

Евангелие – жанр «Благой вести»

Для нас, христиан, конечно, Евангелия имеют среди всех Писаний совершенно особое значение, потому что раскрывают нам личность Спасителя нашего Иисуса Христа. Следует знать, что помимо четырех Евангелий, относящихся к библейскому канону, существуют так называемые «неканонические» евангелия, которые на самом деле таковыми не являются, поскольку не только не вполне соответствуют ортодоксии, но и требованиям жанра. Возможно, вы слышали о «Евангелии от Фомы», «Протоевангелии Иакова» (повествующем в том числе о детстве Богородицы) или даже «Евангелии Иуды». Евангелие в истинном смысле – это рассказ об учении, деяниях, страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа. В каноне Нового Завета мы находим четыре таких произведения: Матфея, ​​Марка и Луку вместе называют «синоптиками» (от греч. «смотреть вместе»), потому что их рассказы имеют много общего. Иоанн же писал свое Евангелие позже и вместо того, чтобы повторять все учение Иисуса и события, уже написанные другими, предпочел рассказать меньше, но более подробно и глубоко, сосредоточившись на избранных эпизодах деятельности своего Учителя и Господа.

Очень интересно, что у нас не одно, а четыре Евангелия, и Церковь очень рано осудила попытки создать одно Евангелие вместо четырех. Каждое из них обращает наше внимание на определенные особенности «стиля» Иисуса. Например, Матфей (в иконографии его символ – ангел) подчеркивает связь и преемственность между Первым Заветом и Христом. У Марка (символ – лев) видим Иисуса «в действии», в его Евангелии мы находим наибольшую концентрацию глаголов. Лука (символ – бык) особым образом показывает милость Божию и внимание Христово к бедным и последним. Иоанн (символ – орел) подчеркивает божественность Иисуса и указывает на Божью тайну, скрытую в Его персоне.

Иоанн прекрасно описывает цель, для которой были написаны Евангелия: «дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20,31). Апостол Петр так открывает своим адресатам силу новой реальности их бытия: «Ведь не от тленного семени рождены вы вновь, но от нетленного, через живое и вечно пребывающее слово Божие.  (…) И «слово» это – Благая Весть, возвещенная вам» (1 Пет 1,23.25 – ред. Кулаковых). «Благая Весть» – дословный перевод выражения «Евангелие»: то, что Бог сделал для всего человечества через Своего воплотившегося Сына Иисуса Христа, передано последующим поколениям в рассказах евангелистов – не просто как некая историческая книга, но как действенное слово, способное «родить», давать жизнь. Чуть раньше Петр пишет: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному…» (1 Пет 1,3-4). В этот литургический период, когда мы празднуем победу над смертью Христа, мы хотим обновить свою веру в то, что Сын Божий действительно жив и своим воскресением дает нам возможность родиться к новой жизни – не только к тому, что ожидает нас после смерти, но уже в этом земном существовании изменяет нас. Можно сказать, что Он делает нас участниками Своего Евангелия: Он позволяет нам пережить встречу с Ним, Воскресшим.

Если мы внимательно читаем рассказы евангелистов, то можем увидеть, как они «протягивают руку» нам, желая включить нас в историю, которая начинается благодаря воскресению Господа и которая полностью меняет наше восприятие жизни. Евангелия – это истории с «открытым финалом». Через Матфея Иисус обещает: «Я с вами во все дни до скончания века». Рассказ Луки не заканчивается последней строкой Евангелия, а продолжается в книге Деяний Апостолов, которая, в свою очередь, кажется нарочито незаконченной – словно Лука хочет сказать, что павлова проповедь о Христе живет по сей день. Последний стих Иоанна как будто указывает на то, что Иисус сделал и продолжает делать на протяжении всей истории человечества.

Через веру, через нашу живую связь с Воскресшим и живым Господом, мы действительно становимся частью той захватывающей истории, которую Бог «пишет» и которую передал нам через вдохновенных авторов.

Автор: Виктор Жук SJ