Более пятидесяти лет назад Нил Армстронг сделал свои первые шаги на Луне. Столетиями ранее, в 1651 году, астроном-иезуит Джованни Риччоли наносил на карту и давал имена кратерам на Луне, которые астронавты однажды увидят лично. В верхней части своей карты Луны Риччоли написал: «Ни люди не населяют Луну, ни души туда не мигрируют». Он был одним из длинной череды иезуитов, посвятивших свою жизнь вопросам не только о душах, но и об астероидах, метеоритах и звездах.
В своем обращении к иезуитам на их 35-й Генеральной конгрегации в 2008 году Папа Бенедикт XVI сказал: «Церковь нуждается в вас, полагается на вас… чтобы достичь тех физических и духовных мест, которых другие не достигают или достигают с трудом». С самых первых дней существования ордена иезуиты достигали этих физических и духовных мест — даже в космосе.
«На протяжении всей истории Общества иезуиты были ключевыми игроками в астрономии, — утверждает Роберт Маке SJ, специалист по метеоритам, работающий в Ватиканской обсерватории в Риме. Вклад иезуитов в астрономию настолько значителен, что их именами названы 34 лунных кратера и несколько астероидов.
Так, одно из крупнейших лунных кратерных образований названо в честь Христофора Клавиуса SJ (1538-1612). Его астрономический и математический гений сыграл важную роль в формировании григорианского календаря – календарной системы, которая сегодня используется почти повсеместно. При жизни его называли «Евклидом XVI века»; он написал учебники, которые читали во всем мире.
Среди тех, кто учился у Клавиуса, был Галилей, с которым он вел обширную переписку. Галилей полагался и на других иезуитов. Паскаль Скотти в своей книге «Возвращение к Галилею» («Galileo Revisited») 2017 года пишет, что «вплоть до 1616 года иезуиты были величайшей поддержкой Галилея, и он снова и снова обращался к ним как к маякам научного совершенства и честности во всех своих трудностях».
Но другой иезуит, кардинал Роберт Беллармин, сыграл ключевую роль в начале дела Галилея. Беллармина от имени Священной канцелярии попросили сообщить Галилею, что его обвинили в ереси. Он призвал Галилея либо представить гелиоцентризм только как гипотезу, либо предоставить достаточные доказательства, подтверждающие, что Земля вращается вокруг Солнца. Галилей, хотя и был прав, не располагал достаточными доказательствами, чтобы удовлетворить стандартам тогдашней натурфилософии.
Более века спустя Руджер Бошкович SJ (1711–1787) — физик и астроном, которому приписывают создание оригинальной атомистической теории, — убедит Ватикан исключить работы Коперника, чьи гелиоцентрические теории отстаивал Галилей, из списка запрещенных книг.
Иезуитская традиция астрономических открытий была продолжена Анджело Секки SJ (1818-1878). Он был первым, кто систематически классифицировал звезды с помощью спектроскопии, разбивая звездный свет на составляющие его цвета. «Его схема классификации была позже заимствована и расширена Гарвардской обсерваторией для создания системы классификации, которая используется до сих пор», — сказал брат Маке.
Во время своего пребывания на посту директора Римской коллегии Секки построил обсерваторию на крыше церкви Святого Игнатия в Риме. Он изучал солнечные пятна и установил важные связи между солнечной активностью и изменениями в магнитном поле Земли. Его книга о солнце «была одной из самых основательных работ своего времени», — сказал брат Маке.
Но вклад иезуитов в астрономию не ограничивается прошлым. Работы продолжаются и сегодня в Ватиканской обсерватории, которая доверена иезуитам. По словам брата Маке, Ричард Д’Суза SJ и его коллега из Мичиганского университета Эрик Белл недавно обнаружили, что близлежащая галактика Андромеды слилась с другой галактикой около двух миллиардов лет назад.
Брата Маке вдохновляют его коллеги астрономы-иезуиты, изучающие различные области астрономии: брат Гай Консольманьо – метеориты и астероиды; отец Ричард Бойл – звездные скопления; отцы Дэвид Браун и Крис Корбалли – звездную эволюцию; отец Габриэле Джонти – квантовую гравитацию и космологию; и отец Жан-Батист Киквая-Элуо – околоземные астероиды и кометы.
Их работа не менее замечательна, чем работа их предшественников-иезуитов. Международный астрономический союз в знак признания вклада в исследование космоса назвал именами брата Маке, наряду с братом Консольманьо, отцом Киквайя-Элуо, отцом Бойлем и отцом Джорджем Койном (бывшим директором Ватиканской обсерватории) различные астероиды.
Иезуиты из Ватиканской обсерватории не забывают и о своей духовной миссии. «Как и иезуиты до нас, мы вместе занимаемся наукой, вместе молимся, и здесь нет никакого конфликта», — говорит Пол Мюллер SJ, историк и философ науки. Он считает, что в современном мире многие воспринимают науку скорее как препятствие, чем помощь вере. «Наша миссия — показать тем, что мы делаем и как мы живем, что Церковь любит и ценит науку», — сказал отец Мюллер.
«Я служу знаком того, что научные поиски и религиозная жизнь идут рука об руку», — согласился брат Маке. «Здесь нет конфликта. Мое присутствие в качестве ученого-иезуита на публике и на научных собраниях дает другим возможность обсудить со мной вопросы веры и науки, а также свои предположения о взаимосвязи между ними».
Эти иезуиты продолжают традицию, которая является не только астрономической, но и мистической. Святой Игнатий, в честь которого также назван астероид, писал в своей автобиографии, что созерцание звезд доставляло ему «величайшее утешение».
Диего Лаинес, один из первых иезуитов, писал, что по ночам святой Игнатий «поднимался на крышу дома, а над ним было небо. Он сидел там тихо, абсолютно тихо. Он снимал шляпу и долго смотрел на небо. Затем он падал на колени, глубоко кланяясь Богу… И по его щекам ручьем начинали течь слезы».
Игнатий вряд ли мог себе представить, что однажды на крыше церкви, носящей его имя, будет построена обсерватория, так же как Джованни Риччоли не мог себе представить человека, шагающего по Луне, карту которой он составил. Но спустя более полувека после этого «гигантского скачка для человечества» иезуиты продолжают с удивлением смотреть в телескопы, находя Бога во всех пространствах.
Автор: William Critchley-Menor SJ
Фото: NASA
Источник: Why are so many craters on the moon named after Jesuits? | America Magazine
Библиотека: Вера и разум
Свежие комментарии