~7 мин чтения
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Мф 3, 1-13
Божьи обетования — утопия или источник надежды?
«Когда придет Спаситель, вечный мир настанет», — поем мы в сегодняшнем респонсориальном псалме. Перед этим в первом чтении пророк Исаия открывает перед нашими глазами захватывающее видение такого уклада отношений в Божьем творении, где нет насилия, агрессии и взаимного уничтожения:
«Волк будет жить вместе с ягненком,
и барс будет лежать вместе с козленком;
[…] и малое дитя будет водить их.
[…] Не будут делать зла и вреда».
Это пророчество звучит как чудесное описание и, наверное, вызывает глубокую ностальгию в сердцах верующих. Когда мы видим, как животные должны умирать, чтобы стать пищей для других, что‑то внутри нас протестует против такого порядка вещей; тем более, когда мы становимся свидетелями несправедливости, ненависти, насилия и взаимного уничтожения в отношениях между людьми. К сожалению, именно такую реальность мы часто видим в новостях, и на этом фоне видение Исаии может показаться несбыточной утопией, чем-то из параллельной вселенной. Однако через Священное Писание Бог открывает, что нас ждет «новое небо и новая земля, ибо прежнее небо и прежняя земля минуют» (ср. Откр 21, 1), и там исполнятся все Божьи обетования.
Библейские пророчества могут оставить нас холодными или даже вызывать горечь и разочарование, потому что состояние мира так сильно отличается от обещанного и торжество добра кажется нереально далеким, если вообще возможным. Но если мы позволим Духу Божьему влить в наши сердца надежду, тогда невероятное видение будущего, которое нас ожидает, вдохновит нас с терпением идти ему навстречу. Мы можем чувствовать себя беспомощными, не способными остановить большое — а порой даже малое — зло вокруг нас, несмотря на все наши самые благие намерения.
Адвент — это время, когда мы осознаем, что в конечном счете спасение, победа добра — не наше дело и не наша заслуга, потому что должен прийти Сильный, Который изменит судьбу этого мира.
Наша вера позволяет нам принять то, что невидимо для обычного глаза: Бог уже одержал для нас главную победу и теперь действует ради того, чтобы окончательно воцарилось Царство Небесное. Конечно, мы не пассивные пешки в этом процессе, и сегодня мы тоже призваны к обращению — к изменению не только наших действий, но, прежде всего, нашего мышления, нашего взгляда на всю реальность.
Обращение к свободе
Иоанн несет совсем не сладкое послание фарисеям и саддукеям, которые приходят к нему. Он ожидает от них не просто каких‑то «косметических изменений», а принятия совершенно нового порядка вещей. Как мы знаем из дальнейшего евангельского повествования, именно эти группы иудеев сопротивлялись той новизне, которую принес Иисус Христос Своим учением и примером. И нам также необходим сильный толчок, когда наша вера становится слишком «прирученной», удобной, когда у нас с Богом «панибратские» отношения — то есть не мы «готовим путь Господу и прямыми делаем стези Ему», а ждем, чтобы Он подготовил дорогу для наших амбиций, планов, стремлений, не заботясь о том, совпадают ли они с Его волей.
Вряд ли от нас требуется перенять суровый образ жизни Иоанна Крестителя, но в евангельском описании есть очень важные указания для нас в любых жизненных обстоятельствах. Евангелие говорит об одежде Иоанна и о его «диете». Интересно, что от латинского слова habitus, означающего «одежда» (отсюда монашеский «хабит»), происходит слово «привычка» в современных западных языках. Даже если, выходя метафорически в пустыню вслед за призывом к обращению, мы не переоденемся в одежду из верблюжьего волоса, нам все же стоит обратить внимание на свои привычки: не осознавая этого (а часто и не желая осознавать), мы становимся заложниками такого стиля поведения, который на самом деле даже не выбираем свободно, а бездумно повторяем, не задаваясь вопросом, ведут ли эти привычки нас в добром направлении и помогают ли возрастать в добродетелях. А когда мы все‑таки увидим и осознаем необходимость перемен, у нас нет сил что-либо изменить, потому что привычка стала «второй натурой»… Именно поэтому нам нужен Тот, Кто «будет крестить Духом Святым и огнем», Кто «очистит гумно» нашей души: без огня Его любви, который согревает, освещает и очищает, мы не достигнем цели.
Пустыня — опыт Духа
Пророк Исаия, говоря об «отрасли от корня Иессеева» — Мессии Божьем, — перечисляет дары Духа, которые «почиют» на Нем, — те дары, которые в христианской традиции мы просим у Святого Духа. Это дар «премудрости и разума, совета и крепости, дух ведения и благочестия». В нашем активном ожидании Божьего спасения, в пути через пустыню обращения нам необходим дар Духа, который Господь посылает в этих различных проявлениях Своей животворящей благодати. Вспомним, что Иисус после крещения от рук Иоанна тоже прошел через опыт пустыни, в которую именно Дух вывел Его (ср. Мф 4, 1). Адвент — возможность для нас выйти в пустыню под водительством Святого Духа, чтобы позволить Ему очистить, озарить и согреть наши души.
Где нам найти «пустыню» в конкретных обстоятельствах нашей жизни? Стоит серьезно задаться этим вопросом, чтобы воспользоваться временем благодати Адвента. Прежде всего, необходимо найти место тишины и уединения, выйти из привычной рутины и шума, чтобы побыть наедине с Богом, а также с правдой о самих себе. Пост (причем не только и не в первую очередь от еды или напитков, а скорее от экранов и мониторов) позволяет почувствовать свою неполноценность: это не что‑то отрицательное, а повод встретиться с Богом в своей радикальной зависимости от Него и одновременно попрактиковаться в свободе от сотворенных вещей.
Возможно, получасовая уединенная прогулка на природе, соединенная с молитвой, раз в день или два, в сочетании с определенной аскезой во время Адвента, может стать такой «пустыней». Конечно, церковь также может быть пространством для пребывания в правде перед Богом. Не исключено, что мы испытаем «ломку» даже от небольшого опыта такого «исхода» от того, что обычно занимает наше внимание, но пусть это не помешает нам прийти к Богу такими, какие мы есть, во всей нашей духовной нищете.
Пусть Господь даст нам желание всем сердцем принять Его призыв к обращению, чтобы встретить Его, грядущего. Аминь.
Автор: Виктор Жук SJ
Изображение: Marek Piwnicki / Pexels
