Мф 10, 37-42

В то время: Иисус сказал Апостолам Своим: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её. Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Видеть в своих близких больше

«Кто любит отца или мать <…> сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Эти слова Господа Иисуса могут смущать или даже шокировать. Не слишком ли мы любим своих близких, что это ставит под вопрос нашу веру? Нужно ли нам «забрать» часть той любви, которой любим самых дорогих нашему сердцу людей, чтобы «направить» ее на Иисуса? Или, если не сделаем этого, не будет ли каких-то недобрых последствий для наших семей, потому что мы не соблюдаем требований ревнивого Бога?

Сильные слова Иисуса вырывают нас из привычного мировоззрения, чтобы напомнить существенные истины о нашей жизни.

На самом деле любовь к Иисусу не отрицает и не ущемляет нашей любви к близким, а, наоборот, ведет нас к тому, чтобы любить лучше и глубже. Господь Иисус напоминает не что иное, как главную заповедь — любить Бога больше всего, но добавляет призыв любви к Себе, Божьему Сыну, который окончательно являет нам лик Бога как Отца и открывает дорогу к вечности. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас» (1 Ин 4, 10): мы можем только любить в ответ, принимая дар Божьей любви к нам. Таким образом мы учимся сути любви, которая не желает обладать другой личностью как своей собственностью, а стремится к истинной свободе того, кого любит. Мы не можем любить правильно, если не имеем контакта с Источником любви и жизни.

Любовь, которая берет крест

Любить по-настоящему — это видеть в наших близких не просто тех, кто связан с нами кровными узами, а кого-то большего; воспринимать их не только в качестве тех, кто удовлетворяет наши эмоциональные и материальные потребности, а как тех, кто имеет высшее предназначение в жизни.

Конечно, мы несём ответственность за наших близких, за детей в первую очередь, — но помним ли, кто действительно дал им жизнь? Помним ли, что обещали заботиться прежде всего о вере наших детей, когда просили Церковь о крещении для них?

Любить по-настоящему означает в том числе то, что мы не контролируем другую личность и не берем окончательную ответственность за его или ее жизнь, ведь у них есть своя свобода и свой личный путь с Богом.

Когда родители видят свою роль в том, чтобы уберечь детей от любых вызовов и трудностей (читай: от креста), если не помогают им — в той мере, которая возможна для детей — понять потребность этого мира в милосердии и любви и принять ответственность за это перед Богом и совестью каждого из нас, не оказывают ли им скорее медвежью услугу?

Кроме дара физической жизни, есть другой дар, в некотором смысле больший: дать пример несения в духе веры креста в своей жизни: креста тяжелых обстоятельств, болезни, непростых отношений или собственной человеческой слабости: нашего участия в изуродованности и раненности этого мира. Мы не можем избежать пасхального парадокса нашего существования: ради того, чтобы по-настоящему найти жизнь, нужно ее отдать.

Принять Бога в другом

Женщина, о которой идет речь в первом чтении, умела распознать человека Божьего в пророке Елисее и оказала ему свою щедрость, хотя не была обязана это делать. За то, что она приняла пророка в своем доме, ее ждала неописуемая радость: она смогла стать матерью. Иисус говорит, что принятие не только пророка или праведника, но и любого из «малых» учеников не останется без награды.

Принятие — ценнейшая вещь, которую мы можем подарить другому человеку, особенно обнимая его или ее «малость», слабость, раненность.

Нам самим не нужно стесняться нашей потребности в принятии со стороны других, через кого нас хочет обнять сам Бог. Доверяя Его безусловному любящему принятию нас такими, какие мы есть, в нашей хрупкости и раненности, мы учимся и сами относиться с деликатностью к своему несовершенству.

Читая далее историю женщины из Сонам, мы узнаем, что Богу пришлось еще раз вмешаться сверхъестественным образом в жизнь ее семьи: ребенок заболел и умер, но Бог через пророка Елисея вернул его к жизни. Эта история указывает на то, что Бог являет свою животворящую мощь еще более очевидным образом, когда дает новую жизнь своим верным, как Он это сделал в Иисусе, Своем Сыне и нашем Господе.

Святой Павел напоминает нам о тайне нашей жизни, смерти и воскресения, которые сокрыты в Пасхальной тайне Иисуса: мы уже можем «ходить в обновленной жизни» благодаря нашей общности с Ним в вере через крещение. Пусть эта новая жизнь силой Святого Духа проявится в нашей щедрой готовности выйти навстречу нашему ближнему и принять в нем самого Бога.

О. Виктор Жук SJ

Фото: Brendan McManus SJ