Святой Игнатий, изначально познавший жизнь тщеславного солдата и придворного, смог перевернуть свое поверхностное существование, обратив внимание на сокровенную реальность мыслей, желаний и чувств. Игнатий предлагает в своих «Духовных упражнениях» несколько полезных советов, помогающих понять человеческую природу и направить при помощи молитвы дарованные нам способности ради нашей пользы. Он показывает, как можно использовать мечты, желания и размышления для изменения жизни и преодоления негатива. Бог всегда пытается приблизиться к нам, нам же нужно быть открытыми для этого. Игнатий описывает процесс расположения себя к Богу, основываясь на собственном опыте, когда он познал Божье провидение во время своих мечтаний.
- Первый шаг – осознание, что мы находимся в присутствии Бога. Это означает произнести молитву или прошение о нашем самом сокровенном желании: соединиться с любящим Господом, который поддерживает наше бытие. Конечно, у нас много поверхностных желаний — комфорта, безопасности, богатства или славы, — но они в конечном итоге не приносят удовлетворения и обманчивы. Напротив, наши самые глубинные желания — это то, что действительно удовлетворяет нас: помогать другим, изменять мир, быть инструментом Божьей любви или жить свободно от наших неупорядоченных привязанностей и мелочных симпатий и антипатий. Самое удивительное в начинании молитвы с признания присутствия Господа заключается в том, что, даже когда мы Его не чувствуем, она затрагивает наше глубинное стремление к Богу и направляет нас к тому, что действительно нас удовлетворит. Когда я совмещаю свое часто слабое и ничтожное стремление с чем-то великим и постоянным, что готовит для нас Господь, происходит нечто глубокое.
Молитва просто должна быть конкретной и выражать наше истинное желание. Например:
Дорогой Боже, я даже не знаю, существуешь ли Ты. Моя жизнь временами кажется такой хаотичной, что я не уверен, что на самом деле правда. Помоги мне найти путь, цель и направление моей жизни, чтобы я мог жить счастливо и свободно.
- Второй шаг – признание нашей несвободы. У нас есть неупорядоченные привязанности, пагубные привычки и зависимости, отвращающие от Господа. Святой Игнатий не понаслышке знал о проблемах тщеславия и эгоизма, являющихся неизбежной частью человеческого существования, – то, что нам необходимо преодолеть, если мы хотим выйти из привычного состояния и отказаться от негатива. Игнатианский подход заключается в том, чтобы мы назвали наши неупорядоченные привязанности и просили помощи у Господа для их преодоления.
Произнесите молитву, в которой это будет отражено:
Господи, помоги мне освободиться от излишеств этой жизни. Позволь мне не идти по пути поверхностных стремлений к богатству или комфорту. Я верю, что могу стать лучше с Твоей помощью.
- Третий шаг – сознательное размышление над прошлым, напоминая себе о Божьем действии в нем. Мы являемся частью истории и отношений, которые развиваются, движутся вперед, развертываются. В истории всегда будут яркие и неудачные моменты, взлеты и падения, но всегда есть нить, показывающая прогресс. Часто необходимо найти что-то, за что реально можно быть благодарным, несмотря на весь существующий негатив. Мы можем выбрать веру в существование цели и смысла, и этот выбор меняет наши жизни и поступки. Вспоминая прошлое в позитивном ключе, я могу подтвердить, что Господь действует ради моего блага, а также верить в лучшее будущее.
Молитвенное предложение
Выберите момент и найдите в своем прошлом что-то, за что вы особенно благодарны. Это может быть родитель, учитель, друг, момент искренней радости или особенное место. По-настоящему ощутите эту благодарность и то, как это чувство откликается в вашем сердце.
- Четвертый шаг – чтение Слова Божьего, напоминающего нам о действии Господа в жизни верующих на протяжении всей истории. Это особенно заметно в личности Иисуса: мы замечаем в Евангелиях сострадательное отношение Господа к нашей человеческой природе, от человека к человеку. Святой Игнатий рекомендует использовать человеческое воображение для оживления евангельских сцен с помощью наших чувств. Цель – пребывание в присутствии и взаимном диалоге с Иисусом. Слово оживает, преображая наш опыт.
Молитвенная рекомендация
Поразмышляйте над этим отрывком: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10,10). Как бы вы применили этот отрывок к своей жизни? Представьте, что Иисус или человек, которому вы доверяете, произносит их вам лично; как бы он их произнес и посмотрел на вас?
- Пятый шаг – пригласить Иисуса к взаимному диалогу с нами. Мы можем рассказывать о собственной жизни и нашей действительности. Это тот самый разговор, который мы жаждем, испытывая великую любовь и желание диалога c Господом. Отбрасывая все отвлекающие факторы и сокращая дистанцию, такая внутренняя беседа становится молитвой сердца, разговором по душам с любимым человеком.
Молитвенная рекомендация
Найдите безопасное место в вашем воображении для проведения этой беседы. Что вам нужно сказать, «сбросить с плеч» или выразить словами? Как любящий Господь выслушает вас? Что бы могло прозвучать в ответ? Как это изменит ваше отношение к себе или к вашей жизни?
Ключевым аспектом является не просто размышление о процессе или о результате, а выполнение вышеназванных шагов. Крайне важно придерживаться опыта, а не идей, для оценки того, что действительно происходит во время такой молитвы. Негатив и апатия сильны и убедительны, но они не предлагают реальных действий или выхода из тупика. Временами нам необходимо совершить прыжок в неизвестность, доверившись и опробовав процесс. Нам нечего терять кроме страха. По-настоящему хорошая новость заключается в том, что Господь встретит нас на полпути; наш любящий Бог ждет возможности проявить щедрость к нам.
Автор: Брендан Макманус SJ
Источник: Five Steps to Transform Negativity Through Prayer — Ignatian Spirituality
Изображение: athree23 @ Pixabay
Свежие комментарии