Наш собеседник – отец-иезуит Виктор Жук, уроженец Пинска, вступил в Общество Иисуса в 2003 году, изучал философию в Падуе, пастырскую практику проходил в иезуитской средней школе в Милане, изучал богословие в Риме и США, библеист. В 2015-2019 гг. работал в Москве в Институте Св. Фомы. С июля 2019 года – настоятель прихода св. Владислава в Витебске.

Отец Виктор, накануне Пасхи я хотела бы поговорить с вами о Воскресении. Но чтобы тема не казалась слишком широкой, сразу задам главный вопрос: как современному человеку жить Воскресением? Он звучит коротко, и, может быть, у вас тоже есть короткий ответ? А если нет, то почему?

Не знаю, удастся ли дать краткий ответ… Прежде всего, жить Воскресением – значит жить отношениями с Воскресшим Господом и всегда стараться углублять эти отношения, чтобы они были живыми, а не просто формальными. Другими словами, жить отношениями с Иисусом, который после своего Воскресения не вернулся на небеса в свое предыдущее состояние Сына Божьего до воплощения, словно снимая с Себя человеческие одежды, а жить верой в то, что Он по-настоящему жив, хотя и был убит, и сейчас существует во славе Божьей как наш Господь и Спаситель, через Духа Святого достигая каждого из нас, в любое время и в любом месте. Иначе это может быть выражено словами, которые в октаве Пасхи мы читаем в начале третьей главы Послания к Колоссянам: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3,1-4). Поэтому жить верой в Воскресение – это, как говорит Павел, жить «горним», обращать разум, сердце и дух к небу, к Божьей реальности, чувствовать себя «гражданами небес». И в соответствии с таким видением, которое дает нам причастность к реальности Бога, расставлять приоритеты в жизни, замечать невидимый нашему физическому зрению аспект, который придает всему смысл. Образно говоря, понимать, что видимая вершина «айсберга» нашей жизни очень мала по сравнению с тем, что является полной реальностью, тем духовным измерением, которым можем жить благодаря нашей пасхальной вере. Пребывать в отношениях с Воскресшим Христом означает жить Святым Духом, Духом Воскресшего Иисуса, Его благодатью, потому что благодать – это и есть Сам Дух Святой, Который дает Себя нам лично. Жить благодатью Божьей означает жить дарами Святого Духа, осознавая присутствие Его плодов, воплощая дары благодати, которые мы получаем и с которыми стремимся сотрудничать.

Как для вас лично раскрывался смысл Воскресения на протяжении жизни?

Пожалуй, начну с того, что где-то до 11-12 лет я был этаким «маленьким атеистом», в том смысле, что, хотя я и был крещен в детстве, я не практиковал свою веру до 90-х годов, да и никто в нашей семье этого не делал. И я вспоминаю один из своих первых вопросов, который возник, когда я размышлял о том, что есть верующие люди, которые говорят, что после смерти есть что-то, что жизнь не ограничивается тем, что мы видим здесь, на земле – вот тогда я почувствовал, что если они правы, то существование этой другой реальности сильно меняет восприятие жизни и ее смысл. А потом, когда я начал ходить в костел и на катехизацию, где обсуждались истины христианской веры, которые я постепенно принимал, наступил момент, когда я просто действительно поверил, что Бог существует, что Он говорит со мной, и Я могу обращаться к Нему. А позже, во время Пасхальной литургии в Воскресную ночь, было особое ощущение, что происходит что-то чрезвычайно важное, что мы празднуем что-то, что действительно меняет наше восприятие жизни. К тому же, это был также опыт совместного с Церковью участия в праздновании – вместе с другими, а не сам по себе. Далее, если мы говорим о значении Воскресения лично для меня, это опыт преодоления греха и проявлений зла не моей собственной силой, а силой Иисуса, Который воскрес, победил зло и смерть, и в отношениях с Ним я, человек, получаю возможность не оставаться более под властью греха и зла… Хотя в этой жизни мы, конечно, никогда полностью не освобождаемся от соблазнов и слабостей, тем не менее, этот аспект действия Воскресшего существенно важен в моей жизни. Вообще, во время моего богословского образования тема Воскресения меня очень интересовала, особенно в рамках такого предмета, как эсхатология, предмета о “последних вещах”, о том, как мы можем постичь вечность нашим разумом в свете веры. В Григорианском университете мне посчастливилось учиться у очень хорошего профессора, на его занятиях было действительно интересно вникать в то, как через наш земной опыт, нашим ограниченным умом и восприятием мы можем понимать все, о чем говорит наша вера, и насколько важно, чтобы она была не просто абстрактным принятием, формальной верой, но чтобы на самом деле воплощалась в жизни. Например, одним из главных открытий для меня стало осознание платонического подхода к пониманию души, который распространен среди христиан – когда мы воспринимаем душу и ее существование – вечное, бесконечное – полностью оторванным от тела, как если бы жизнь в теле являлась какой-то искусственной и временной связью, в то время как вера учит нас о воплощении и жизни воскресшего Иисуса после смерти; то есть человеческая душа неразрывно связана с нашим существованием в теле. Этот якобы философский вопрос сильно влияет на наше видение роли и значения тела, в том числе с точки зрения веры. На самом деле, Воплощение и Воскресение Иисуса показывают нам, насколько прекрасна, как невообразима, чудесна реальность данного нам тела, которое принимает на себя также Божий Сын. Могу добавить, что для меня смысл Воскресения – это также опыт молитвы, живых отношений с Богом. Для меня как иезуита в этом смысле очень важным этапом были игнатианские духовные упражнения, особенно 30-дневные, которые я делал первый раз в новициате, а второй раз совсем недавно, во время третьей пробации. Одним из этапов этих духовных упражнений является созерцание Воскресшего Иисуса. Могу поделиться, что во время последних упражнений для меня было очень важно заново открыть для себя, как евангельские истории о Воскресении Господа, описания встреч Воскресшего с учениками содержат детали, которые позволяют увидеть именно в пасхальной перспективе нашу жизнь на земле. Если взять, например, сам факт пустой гробницы, ученики ищут Его среди мертвых и слышат от ангелов: «Что вы ищете живого среди мертвых?» Образ пустой гробницы в нашей жизни может означать весь опыт смерти, боли, страдания, всего, что противоположно жизни – мы не должны искать там Живого, Иисуса. Осознавая тот факт, что эта гробница пуста, нам нужно двигаться дальше, чтобы встретить живого Иисуса, а не оплакивать Его смерть, которая является лишь этапом, и наши смерти, которые также являются только этапами, потому что после физической смерти – а до неё после всех наших «маленьких смертей» – Воскресший Иисус дает нам шанс подняться вновь, воскреснуть, двигаться дальше, встречая Его живого. И вот еще один аспект вспомню из того, что мне было важно открыть – это слова Иисуса, обращенные к Марии Магдалине (“иди к братьям Моим и скажи им”), которые свидетельствуют о том, что Воскресший Иисус является нашим братом и Его Отец – также наш Отец, и что опыт братства с Иисусом и братства между нами – это также опыт воскресения, встречи с Воскресшим Господом.

В выражении «жить Воскресением», «жить отношениями с Воскресшим» хотелось бы остановиться на слове «жить». Очевидно, жизнь включает в себя понимание, интеллектуальное познание, но что дает жизнь сердцу человека в духовном плане?

Очень хороший вопрос в связи с нашей темой, и чтобы попытаться ответить на него, мы должны обратиться к лексикону евангелиста Иоанна, для которого жизнь – слово ζωή (zoe) – имеет важное богословское значение. Иоанн выражает этим словом опыт полноты жизни, которая доступна нам именно через Воскресение Иисуса. Вечная жизнь для Иоанна не только бесконечная, но и полная – жизнь, которую Бог хочет дать человеку и которая раскрывается во всей своей полноте в Воскресении Иисуса. До этого события мы не можем понять и распознать, о чем идет речь. Поэтому смысл выражения «жить по-настоящему» открывается нам только в перспективе вечности, полноты, для которой Бог создает нас. Только в отношениях с Ним она может стать для нас реальной. Но эта перспектива духовного измерения, полноты, оставаясь невидимой и недосягаемой для нашего ограниченного восприятия, не отрицает того, что включает в себя жизнь на земле, а скорее придает нашему человеческому опыту настоящий смысл. Как говорят первые строки одного из документов Второго Ватиканского Собора «Gaudium et spes»: «Радость и надежда, скорбь и тревога наших современников, особенно бедных и всех страждущих – это также радость и надежда, скорбь и тревога учеников Христа, и нет ничего по-настоящему человеческого, что не находило бы отклика в их сердцах». Если теперь прислушаться самому первому слову, gaudium, это и есть то, что открывается нам в Пасхальной вере, и следует отметить, что, забывая его в нашем провозглашении Евангелия, мы тем самым значительно обедняем понимание сути христианства. В последние годы это подчеркивает и Папа Франциск (взять хотя бы название его апостольского обращения «Evangelii Gaudium» – «Радость Евангелия», энциклики «Amoris laetitia» – «Радость любви»), снова и снова возвращаясь к истине, что наша жизнь в Боге не может не приносить опыта радости. Такой подход противостоит видению, которое стремится только запрещать и заботиться об установлении границ, которые лишают нас этих аспектов человеческой жизни, заставляя нас руководствоваться только страхом греха, боязнью сделать что-то неуместное. Тут вспоминается обвинение против Иисуса, которое мы слышим в Евангелии, что Он ест, пьет и празднует с грешниками, и поэтому якобы злой дух пребывает с Ним. На самом деле, этот сознательный выбор Иисуса показывает ту эсхатологическую радость, к которой мы призваны и которой мы будем жить в полной мере в Царстве Божьем. Через веру она доступна нам уже в этой жизни. На этом фоне мы можем лучше понять пасхальное измерение нашей жизни: жизнь не является только бесконечным удовольствием, постоянным удовлетворением, в ней есть терпение и боль, наше существование затронуто злом, с чего следует необходимость искупления. Однако эта необходимость имеет также позитивное измерение, потому что спасение Божье, которое Иисус совершает для нас, не останавливается на опыте страданий и зла, но позволяет нам праздновать победу над всем этим. Как говорит св. Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота или опасность, или меч?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим 8,35-37). Воскресение и вечная жизнь в Божьей славе – это вершина Божьей любви к человеку, и они неотделимы от жертвы Иисуса за нас.

Это может показаться шагом в сторону, но в связи с происходящими в нашей стране событиями мне вспоминаются слова Христа: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф 10,39). В большей степени даже вторая часть, так как очень многие люди пережили большие потери за последний год и особенно в последние месяцы. Кто-то в это время теряет жизнь, борясь с болезнью, находясь в изоляции, в тюрьме, через будничное посвящение сил и времени другим. В чем надежда тех, кто действительно теряет свою жизнь ради Христа и Царства Божьего? Что значит «сбережет душу»? Когда и как по Вашему мнению?

Этот вопрос вовсе не шаг в сторону, а иллюстрация того, как Пасхальная тайна не остается абстрактным догматом веры, а раскрывается в конкретной реальности нашей жизни. Такой болезненный опыт и пандемии и ее последствий, а также опыт несправедливости, страданий, насилия, тюремного заключения, свидетелями которого или даже жертвами мы становимся, – все это было бы очень печально, если бы у нас не было христианской Пасхальной надежды, надежды, которая касается не просто награды, в том смысле, что тут надо немного пострадать, но зато потом получишь гораздо больше, но и надежды на то, что, соединяя наш опыт страдания, смерти с Христовым крестом, – особенно когда с обычной человеческой точки зрения нет никакого смысла и надежды – мы на самом деле доверяемся Богу, как это сделал Иисус, мы доверяемся Богу, Который из праха творит новую жизнь. Это уподобление Иисусу является для христиан в целом целью и критерием оценки жизни, где истинный смысл раскрывается не в том, чтобы брать как можно больше для себя, а в том, чтобы отдавать. Имеется ввиду не просто в смерти отдать Богу свою жизнь, но день за днем ​​мы призваны отдавать свою жизнь в руки Бога, в любви отдавать ее детям Божьим и, вот таким образом отдавая, по-настоящему обретать большее богатство, «в Бога богатеть», как говорит евангелист Лука. Повторюсь, в основе этой надежды лежит Пасхальная тайна. Иисус позволил убить себя, отдав свою жизнь, чтобы мы могли иметь жизнь, чтобы своей смертью победить смерть, и это всегда будет парадоксом для «обычного» человеческого понимания. Через нашу живую связь с Иисусом мы участвуем в Его победе, даже если «в данный момент» она не ощущается победой. Впрочем, не ощущалась и Иисусом. В конечном счете, найти жизнь означает найти ее в вечности, однако, если мы посмотрим более широко на примеры того, как человек может “потерять” и “обрести” ее, тут, как мне кажется, нам нужно вспомнить об очень важной роли христианского сообщества, Церкви, которая призвана стать местом, где люди могут заново найти свою жизнь, где они могут по-настоящему пережить воскресение после своих больших и малых смертей. Мы, как христиане, община верующих в Воскресшего Иисуса, призваны стать тем местом, где люди находят свидетельство этой надежды, а также создавать конкретные обстоятельства, в которых они смогут после опыта страдания, поражения почувствовать, что существует новая жизнь. И христиане в этом смысле действительно являются alter Christus – теми, кто призван быть лицом, руками, устами, ногами Иисуса.

Мы часто слышим, что Воскресение – это основа нашей веры, но как избежать такого, так сказать, «исторического» подхода – как к событию, которое достаточно принять как факт и оставить на периферии сознания и своей жизни?

Да, это тоже хороший вопрос, потому что, как я уже говорил, для нас важно, чтобы вера не была формальным принятием догм веры, а чтобы в живых отношениях мы ощущали последствия Воскресения Иисуса, которое является не просто историческим событием, ограниченным временем, но благодаря тому, что в нем проявляется вся глубина Божьей силы, оно достигает человека в любое время и в любом месте. Как сделать так, чтобы событие Воскресения постоянно актуализировалось, воплощалось в нашей жизни? Сделать его опытом веры, в свете которой каждый день нашей жизни – это переживание Пасхи Иисуса. Мы умираем во времени – приближаемся к своей смерти каждый день на чисто физическом уровне, и мы не знаем, когда наступит последний момент смерти. Однако, в другом смысле, каждый день нам также приходится умирать для наших ожиданий, наших амбиций, человеческих – слишком человеческих – желаний. Каждый день мы так или иначе становимся жертвами боли и страданий (физических, психологических, связанных с отношениями с другими…), и именно этот опыт мы призваны отдать, доверить Богу, чтобы он стал местом нашей Пасхи, местом перехода от смерти к жизни. Все наши маленькие смерти, разочарования, предательства (наши собственные и других людей относительно нас), наш грех, который является причиной духовной смерти – все это мы призваны сделать, так сказать, доступным для действия искупительной силы Бога, так чтобы это стало опытом нашего спасения, которое всегда Пасхальное, всегда означает переход от смерти к новой жизни. Более конкретно, сквозь призму игнатианской духовности добавлю несколько слов о том, что св. Игнатий в духовных упражнениях называет опытом утешения, и что мы как раз таки называем плодом действия Святого Духа в нашей жизни. Утешение означает не только радость, но и любое проявление веры, надежды, любви, всего, что является действием Святого Духа, что, в свою очередь, свидетельствует о присутствии и действии Воскресшего Иисуса в нашей жизни. Опыт Духа – это всегда опыт Воскресшего Господа. Поэтому, прежде всего, мы должны уметь замечать Божье присутствие и действие, что, конечно, является источником благодарности и прославления Бога и, таким образом, помогает нам открываться новому опыту этой благодати, утешения, присутствия, которое позволяет нам по-настоящему жить полной жизнью и быть свидетелями Воскресения.

Спасибо за беседу!

Беседовала Тереса Климович

Источник: журнал Ave Maria №4 (313) апрель 2021 г.

Фото с Навечерия Пасхи в приходе св. Владислава в Витебске.