Св. Пётр Клавер (Pedro Claver) “Апостол негров”, величайший миссионер XVII в., чьё имя золотыми буквами вписано в историю. Девиз его был таким: Petrus Claver, Aethiopum servorum servus (“Пётр Клавер, раб рабов-эфиопов”). Вот некоторые отзывы о нём: “одно из самых удивительных чудес милосердия и любви” (о. Гарсиа-Вильослада); “самая яркая фигура Общества Иисуса в первой половине XVII века” (о. Астраин); “освободитель угнетённой расы” (о. Вальтьерра); “слава испанского народа и гордость человечества” (о. Рестрепо). В одних только США ему посвященo более 200 храмов.
Педро Клавер (Pedro Claver) родился в 1580 г. в Верду (Испания). С 1596 г. изучал свободные искусства и философию в Барселонском Университете, а в 1602 г. вступил в Общество Иисуса. Умер 8 сентября 1654 г., в возрасте 74 лет после тяжелой болезни. Папа Лев XII канонизировал его 15 января 1888 г., а 7 июля 1896 г. объявил особым покровителем всех миссий среди негров, сказав: “Ни одна жизнь, кроме жизни Нашего Господа, не потрясала меня так, как жизнь этого великого апостола, св. Педро Клавера”.
15 апреля 1610 г. иезуит-схоластик отправился из Севильи с несколькими другими миссионерами на испанском галеоне “Дон Педро” в Картахена дас Индиас, ныне город в Колумбии (Южная Америка). Он был родом из Верду, ему было 30 лет, и звали его Педро Клавер. На его миссионерское призвание указал ему брат Альфонсо Родригес, привратник иезуитской коллегии Монтесьон в Пальма Майорка, сказав: “Твоя миссия – в “Индиях”. Это прекрасно… Ах , дорогой Педро, почему бы и тебе не поехать служить там нашему Господу?” – и Клавер отправился в Новый Свет.
Он унаследовал испанскую осторожность и реализм, а Бог наделил его даром созерцания в действии. На его духовность оказал глубокое влияние Алонсо (брат-мирянин, будущий святой), чьи наставления он собрал в книге упражнений, которую возил с собой всюду и прижимал к сердцу, умирая. Его жизнь, основанная на принципе contemplativus in actione, была сосредоточена на служении рабам. В своем апостольском служении он во многом брал пример с деятельности другого иезуита, с которым он познакомился в Картахене, брата Алонсо де Сандоваля, чья книга “О спасении негров” стала катехетическим пособием Педро.
Педро Клавер был рукоположен в Картахене в 1616 году и проработал в местном порту 38 лет (до своей смерти в 1654 году) среди чернокожих рабов, наиболее угнетаемой части общества того времени. Он крестил и обучил более 300000 рабов, используя методы, во многом опережающие свое время: работу с переводчиками — носителями родного языка, знание племенных структур, обучение на основе наглядных пособий. В день своего вступления в Общество он собственной кровью начертал девиз, которому неуклонно следовал всю жизнь: “Педро Клавер, раб чернокожих рабов навсегда”.
Три ключевых вопроса
Педро Клавер был человеком немногословным. Эпоха, в которую он жил, была трудной и парадоксальной. Говорят, что, когда из-за океана прибывали путешественники, он спрашивал их: “Мирно ли в Европе? Что нового слышно о Папе Римском? Как идет работа Общества Иисуса?” Мир, папство и Общество – три понятия, отражающие как его собственные глубочайшие переживания, так и характеризующие эпоху, которой он многим был обязан. Он родился в 1580 году, в последние годы 16 столетья, «золотого века» его родной Испании. Это было время, когда искусство и литература процветали, и повсюду царило приподнятое настроение. Он умер в 1654 году — во второй половине 17 века: 50 лет постепенного упадка, экстравагантная эпоха, позволявшая выбирать между строгостью янсенистов и всепоглощающей жаждой удовольствий. 17 век, на который пришлись зрелые годы Клавера, был омрачен некой утратой веры, золотой лихорадкой, работорговлей и великим соперничеством между народами. Открывались новые миры, полные приключений и возможностей легкой наживы.
“Мирно ли?” Шла Тридцатилетняя война и война в горячо любимой Педро Каталонии, борьба за власть между лидерами христианского мира.
“Что нового слышно о Папе Римском?” После Возрождения и Тридентского собора папство обновлялось. Францию оживляли такие великие люди, как Винсент де Поль, Иоанн Юд, Жан-Франсуа Режи, и убивала янсенистская суровость. Движущей силой обновления были Карл Борромей, работавший над церковной реформой, и Петр Канизий, апостол Северной Европы. Григорий XV основал Конгрегацию пропаганды веры, а в Азии и Америке процветала миссионерская работа. Св. Тереза и подобные ей люди ушли, но начатое ими дело было подхвачено с новой силой. Св. Иоанн Божий и Св. Камиллo де Леллис совершали свое апостольское служение милосердия. Свой след в истории оставили Григорий XV, Урбан VIII и Иннокентий X.
“Как идут дела у Общества Иисуса?” Св. Игнатий был канонизирован, св. Роберто Беллармино умер, как и двое других, оказавших большое влияние на Клавера – Суарес, богослов, и Рипальда, катехизатор. Это было время постигнатианского поколения, время великих миссионерских деяний, таких, как редукции в Парагвае, апостольство де Нобили в Индии и труд Жана-Франсуа Режи в Европе.
Дух Игнатия был жив, процветая на миссиях, и послания иезуитов к своим собратьям возвестили об этом всему миру. Клавер был одним из великих американских миссионеров. Кто-то назвал его “величайшим миссионером 17 века”. Он не был заметной фигурой в политической истории мира; его апостольство было не более чем заметкой на полях ее страниц , но сыграло огромную роль для общества.
Деятельный мистик
Суть духовного воздействия Клавера в его бескорыстном служении другим людям и в предпочтении, которое он оказывал людям обездоленным, хотя работал он не только с такими. Его внутренний мир жил жизнью богатой и интенсивной. “Он был деятельным мистиком”. Некоторые его высказывания сохранились; “Говори мало с людьми и много с Богом ”; “Замечай Бога во всех людях и служи им по Его образу и подобию”; “Ищи Бога во всем, и найдешь Его рядом с собой”. Мистицизм Клавера был глубоко реалистическим и свободным. Основы его мистицизма зародились после прочтения Vita Domini Nostri Jesu Christi отца Риччи, новой книги о. Ла Пуэнте и работ св. Терезы. Он был человеком молитвы. “Хорошая молитва – драгоценный дар; блажен тот, кто им владеет”, говорил он.
Клавера часто недопонимали современники, что приводило его в глубокое отчаяние. Настоятели тоже были требовательны. Вот данные из “Ежегодных сообщений” 1651 года, отправленные в Рим незадолго до его смерти: “Педро Клавер. Характер хороший. Недальновиден. Недостаточно благоразумен. Недостаток жизненного и делового опыта. Наблюдается некоторый прогресс. Темперамент меланхолический. Следует отметить его работу с неграми. Большие успехи в духовной жизни”. Какая противоречивая, парадоксальная оценка! “Если у него оставалось время после выслушивания исповедей, катехизации и наставления негров, он отдавал его молитве; много времени по ночам он проводил в молитве”, говорит его соратник, который замечает, что люди слышали, как Клавер повторял: “Господи, я очень люблю Тебя… очень”.
Его любовь была не только на словах. Жизнь Клавера отличалась необычайной суровостью. “Безумие креста” – еще одна отличительная черта его святости: на шее он носил “розовый деревянный крест, называемый чудесным”; наконечник его посоха тоже был в форме креста. Идея креста как жертвы и дара себя, сострадание обездоленным — основа его духовности. “Он видел и горько оплакивал трагедию рабов, теснившихся в своих лачугах и грустно глядевших оттуда, словно отчаявшиеся животные”. Он видел себя освободителем угнетенной расы. “Он ходил к больным, — рассказывает его товарищ, — и видел, что они не хотят есть, и желают только одного – умереть. Тогда он шел к ним, чтобы позаботиться о них”. Огромная любовь характеризует его апостольское служение. “Он всей душой стремился к страждущим”. А таких было много: еретики, рабы, прокаженные, к которым он тяготел всем своим сердцем.
По своей природе он был меланхоликом, испытывая к бедным, с которыми работал, одну лишь доброжелательность,. “Ни одна мать никогда не была так бдительна по отношению к собственным детям, как Педро Клавер по отношению к своим обращенным”. Он называл их своей “правой рукой”, они были “его друзьями”. “Он испытывал огромное сострадание к этим черным женщинам-рабыням, у которых никого не было. Он всегда уделял им внимание в первую очередь, заставляя знатных дам долгими часами дожидаться его среди рабынь, пришедших исповедаться ему”. Он стремился к расовой интеграции и к единству человечества, основанному на любви и самопожертвовании. В этом был его великий дар, который сделал его героем и святым современности. Лучшая “эпитафия” в его честь – плач рабов, услышавших о его смерти: “Умер наш лучший друг”.
24 сентября 1747 г. Бенедикт XV объявил героическими добродетели Клавера и решил начать дело по его канонизации. 21 сентября 1851 г. Пий IX осуществил беатификацию Клавера, а 15 января 1888 г. Лев XIII канонизировал его. В соответствующей булле Папа сравнил св. Клавера со св. Франциском Ксаверием, чьё апостольство было столь же плодотворным и столь же трудным. 7 июля 1896 г. Священная Конгрегация обрядов издала декрет, объявляющий св. Клавера покровителем всех миссий среди негров. 4 сентября муниципальный Совет Картахены объявил этот город “приёмным сыном” св. Клавера и назвал в честь Клавера площадь перед храмом, в котором хранятся останки святого. 10 января 1917 г. по просьбе колумбийских епископов Бенедикт XV объявил св. Клавера вторым покровителем Колумбии. 7 сентября 1954 г. в ознаменвание 300-летнего юбилея св. Клавера Святой Престол объявил кафедральный собор Картахены, где он принял рукоположение, меньшим Собором. 26 июня 1980 г. на празднествах в честь 400-летия св. Клавера в Картахене присутствовал африканский кардинал Бернардэн Гонтэн. 7 июля 1986 г. Папа Иоанн Павел II, преклонив колени, молился в храме св. Клавера в Картахене, возложив руки на урну с останками святого. 8 апреля 1992 г. Ватикан выпустил серию из пяти марок в честь 500-летия евангелизации Америки. На одной из этих марок изображён св. Педро Клавер.
память 9 сентября
Свежие комментарии