14 ноября Общество Иисуса вспоминает Иосифа Пиньятелли (José María Pignatelli, 1737-1811), выдающегося иезуита, сыгравшего значительную роль в восстановлении Общества Иисуса после его упразднения папой Климентом XIV в 1773 году. Будучи фактическим главой ордена в период его запрета, ему, несмотря на гонения, удалось сохранить структуру, состав и интеллектуальные силы ордена, что способствовало его быстрому восстановлению после его официального возрождения. Пиньятелли, таким образом, можно по праву считать спасителем и реставратором Общества Иисуса.

Потомок знатного рода Иосиф Пиньятелли родился в 1737 году в Сарагосе (Испания), где и получил впоследствии основное образование. В Общество Иисуса вступил в 1751 году. После рукоположения в священники в 1762 году посвятил себя апостольским заботам о самых бедных. С 1803 года вплоть до самой смерти был во главе Провинции Италии. Любимый всеми за милосердие, вежливость и другие добродетели, Иосиф Пиньятелли умер в Риме 15 ноября 1811 года. Был канонизирован Папой Пием XII в 1954 году. 

В 1767 году в Испании начались гонения на иезуитов, впоследствии приведшие к полному упразднению Общества. Многие иезуиты были вынуждены покинуть страны, в которых работали. Испанские иезуиты, в частности, нашли свое пристанище в Италии. В Пиньятелли они видели связующее звено, хотя на самом деле он никогда не был настоятелем; итальянцы же считали его человеком, на которого можно положиться в деле восстановления Общества. Пиньятелли был единственной точкой соприкосновения между старым и новым Обществом. Он был одним из сильнейших и наиболее деятельных иезуитов, поскольку действовал и в Италии, и в Испании. Иезуиты в Беларуси были другим связующим звеном, и Пиньятелли объединил с ними усилия. Иосиф обновил свои обеты в Болонье в июле 1797 года. Был также о. Жозеф де Клоривьер во Франции и религиозные общества во Франции и Бельгии, чьим прямым или косвенным основателем он являлся, и бывшие иезуиты, которые еще оставались в Англии и Мериленде. Все они поспешно объединились с Обществом, которое чудесным образом выжило в России.

Пиньятелли упорно работал, восстанавливая Общество, но никогда не принимал сторону тех, кто пытался достичь этой цели с помощью временных религиозных товариществ как своего рода перевалочных пунктов. С другой стороны, он не объединялся и с теми, кто отказывался вступить в восстановленное Пием VII Общество в России (1801) и на двух Сицилиях (1804), ожидая восстановления его в полной мере. Пиньятелли предпочитал уповать на Провидение и видеть перст Божий в каждом предпринятом Папой решении на пути к окончательному восстановлению Общества. Он никогда не принимал сторону бунтарей, отрицавших действительность Буллы о роспуске ордена (1773), или тех, кто отказывался снова вступить в новое Общество, пока оно не будет восстановлено во всей своей славе, что компенсировало бы бесчестие его роспуска. Пока Провидение не укажет ему иной путь, Пиньятелли предпочитал жить в Болонье как honestus sacerdos (лат. честный священник), всегда готовый помочь морально и материально своим товарищам по изгнанию. Он также помогал французским эмигрантам, бежавшим от революции, и просвещал в вере тех, кто позволил Новому Просвещению слишком сильно ослепить себя.

Он не был интеллектуалом до мозга костей, и этим отличался от многих иезуитов времен запрета Общества, но продолжал читать и учиться, и собрал богатую библиотеку и хорошо подобранную коллекцию произведений искусства. Это дало многим повод думать, что он «явно ушел в мирские и светские дела» и приобрел «несколько аристократичные замашки, которые проявляются в нем самом и в его общении со знатью». Однако даже эти люди вынуждены были признать, что вопреки всему «он сохранил сердце и душу иезуита».

Те, кто знал его лучше, могли сказать о нем иначе. О. Хуан Андрес, историк литературы, который вновь вступил в орден под руководством Пиньятелли, состоял под его началом, когда он был настоятелем провинции Неаполя, и знал, что он сделал для восстановления Общества в Риме, Лацио и Умбрии, написал сразу после его смерти: «Его отличали смирение и милосердие, но особо следует подчеркнуть его упование на Бога». К этому можно прибавить, что его врожденная способность жить в таком смирении, милосердии и уповании была во многом его собственным достижением, так что невозможно сказать, где заканчивается его элегантная скромность и начинается добродетель смирения, где его обходительность переходит в милосердие, где следует провести черту между его упованием на Бога и стальным хладнокровием его характера. Благодаря всем этим качествам он настолько вписался в ту эпоху и окружение, в которых ему пришлось жить, что, по-видимому, остается одним из самых представительных святых XVIII века.

Он проявлял огромное милосердие, подавая милостыню нищим и осужденным, эмигрантам и наиболее нуждающимся из своих товарищей по ордену и даже самому Папе во времена наполеоновской оккупации. Иногда ему недоставало средств, чтобы выразить ту искреннюю, сверхъестественную любовь, которую он питал к своим подчиненным. Большинство из них были немощными стариками, которые в старости возвращались к монашеской жизни, и он должен был постоянно поддерживать их, сочетая старинную дружбу с добросовестным исполнением своих обязанностей. Во всем он неизменно действовал с чувством сверхъестественного, что посодействовало зарождению репутации о нем, как о святом. Повсюду он восстанавливал коллегии, вдохновлял народные миссии и служение больным и заключенным, находил в людях новые призвания, обучал их и давал им всем – от пожилых бывших иезуитов до вновь вступивших в орден юношей, от Папы, кардиналов и епископов до королей и государственных деятелей, чувство, что новое Общество, ныне возрожденное, – то же Общество, которое существовало прежде, таинственным образом сохранилось в России и, в конце концов, пережив воскресение, влияние которого ощутил весь мир, вернулось и в Италию.

Проживи он несколькими годами дольше, несомненно, его личное влияние на восстановленное Общество было бы еще значительнее, и он оказал бы ему помощь, направляя его к равновесию между естественным и сверхъестественным, традицией и обновлением, которым отмечена вся его история. Хотя Пиньятелли не дожил до 1814 года, в истории Общества он навсегда сохранил свое положение как святой возрождения.

Изображение: святой Иосиф Пиньятелли посреди милосердия и надежды, скульптура Антони Сола в церкви Иль-Джезу, Рим