Св. Петр Канизий (Petrus Canisius, 1521–1597) родился в Неймегене в нынешней Голландии в 1521 г. Обучался в Кельне, где и вступил в Общество Иисуса. Рукоположение в священники принял в 1546 г. Для дальнейшего служения отправился в Германию, где в течение многих лет защищал и укреплял католическую веру. Он опубликовал множество сочинений, самые значительные из которых – различные Катехизисы (только при его жизни они выдержали более 200 переизданий, став одними из самых востребованных книг своего времени).
Хотя Канизий жил в период, сопровождавшийся крушением единства Запада и религиозными конфликтами периода реформации, ничто из этого, казалось, не поколебало его внутренней жизни. Его личность отмечена целостностью, которую ему удалось сохранить в смутное время, глубоко повлиявшее на современников. Канизий обладал твердостью религиозных убеждений, благодаря чему был свободен от многих внешних воздействий.
Когда все ставилось под сомнение, когда буря новых идей и лозунгов грозила вырвать с корнем традиционные убеждения, он оставался невозмутимым.
Канизий, глубоко убежденный в истинности традиционной формы христианской жизни, сохранял свою позицию в Церкви. Основы его собственной жизни были так крепки, что никакая буря не могла сотрясти их. Письма и заметки Канизия не содержат никакого отголоска проблем его эпохи или высказываний личного отношения к ним. Для него между учением Церкви и христианской религией не могло быть противоречия, и он никогда не чувствовал себя обязанным делать выбор между ними. Канизий действительно признавал слабые пункты в жизни Церкви и обращал на них внимание с беспрецедентной честностью. Но это никогда не заставляло его сомневаться в учении Церкви или в обоснованности некоторых аспектов ее жизни, даже тогда, когда доходило до явных злоупотреблений (касалось это таких вопросов, как торговля мощами святых, индульгенциями, нажива на паломничествах и т.д.). Осознание этого, по мнению Канизия, означало попросту призыв к усилиям, направленным на искоренение подобных отклонений.
Отношение к Церкви
Злоупотребления использовались критиками Церкви как аргумент против нее самой. Распространялось мнение, что лучше отказаться от некоторых элементов учения Церкви и обрядов, чем давать очередной повод ее противникам. Канизий восставал против такого мышления. Он не поддерживал те группы в немецкой Церкви, которые считали, что задержать прогрессирующий распад Церкви можно при помощи компромиссов и уступок. Чем более безнадежной казалась ситуация, тем более ревностно действовал Канизий.
Его твердое желание служить Церкви, непоколебимая уверенность, что Бог обитает в ней вопреки человеческой слабости, были отличительными чертами его духовности.
Однако его приверженность Церкви была отнюдь не фанатичной. Биографы указывают на его терпимость к тем, кто придерживался иных взглядов. Его высказывания, по сравнению с полемикой той эпохи, кажутся необычайно мягкими. Даже в среде своих собственных друзей он старался смягчить агрессивный тон, свойственный той эпохе. Дело было не только в соблюдении внешней формы. Канизий проводил необычное по тем временам различие между теми, кто покидал Церковь умышленно, и теми, кто был разлучен с ней без какой-либо вины со своей стороны. Его снисходительная и мирная позиция во многом обязана влиянию Петра Фавра, который всю жизнь оставался для Канизия образцом для подражания.
Преданность делу
Канизий говорил о себе сдержанно и очень неохотно. О вдохновении, которым он был одержим, о религиозном рвении и любви, переполнявшими его, он не говорил никогда, вероятно, из-за некоторой застенчивости и неуклюжести речи. Однако главная причина его молчания, вероятно, в том, что он сознательно отвел себе второстепенную роль. Труд для Канизия был ценен сам по себе. Преданность своему делу, преданность, умаляющая собственные желания и не имеющая никаких признаков культа личности, определяла его духовную жизнь, его отношения с Богом. Те сочинения, которые дошли до нас, указывают на его крепкую связь с традицией. Тексты составлены из переплетенных отрывков Писания. В сочинениях Канизия мы не находим оригинальности или богатства воображения. Поэтому молитвы, сочиненные им, лишены его личностных черт, и их может использовать каждый. В своей «Общей молитве» ему удалось придать такую форму и вид мыслям, нуждам и желаниям своих современников, что верующие могли использовать ее, не думая об авторе. Его понимание главного и вечного помогло ему избрать такие просьбы, которые актуальны до сих пор.
Молитву Канизий считал не менее важной составляющей духовной жизни, чем участие в литургии, утверждая, что только благодаря ней «можно жить в тесной дружбе со Христом».
Рабочая программа Канизия
Своим главным наследием Канизий считал твердое католическое учение: сохранение его для немецкого народа стало делом его жизни. Хотя по натуре он был спокойным и сдержанным, в этом отношении он проявлял настоящую страсть. Он осознавал и мгновенно замечал все опасности своего времени. Программу своей работы он приспосабливал к актуальным нуждам. Отсюда и разнообразие его занятий – от катехетического наставления до богословских исследований. Он был необычайно талантлив и работал с большой легкостью и трудолюбием.
«Если у тебя слишком много дел, с Божьей помощью ты найдешь время, чтобы сделать все» – говорил Канизий.
Лекции, сочинения, проповеди, административная работа, обучение молодежи, церковная политика – все эти обязанности сменяли друг друга в его жизни. Где бы ни был Канизий, он всегда твердо стоял на своем и добивался успеха, решая насущные проблемы и откликаясь на нужды своей эпохи.
Неравные силы
В эпоху Реформации на стороне противника, казалось, было все – влиятельные люди, энтузиазм и инициатива. Канизию приходилось довольствоваться малыми средствами, меньшими силами и зачастую менее значительной поддержкой. «Петр спит, а Иуда бодрствует!» – так кратко он выразил свое мнение о сложившемся положении. Он посвятил себя самой отчаянной задаче, зная, что очевидных результатов ему не добиться. Однако он не падал духом, и вдохновлял тех, кто боялся и тревожился. Именно в этом проявилось величие Канизия – он продолжал работать без всякой видимой надежды, в пустоте, следуя делу всей своей жизни верно и неуклонно.
«Мы знаем мало примеров такой преданности делу, когда весь человек, вся его личность поглощаются работой. Петр Канизий сам преобразился в дело всей жизни» (Петер Липперт SJ).
Петр Канизий умер во Фрибурге, Швейцария 21 декабря 1597 г. В 1925 г. Пий XI причислил его к лику святых и объявил Учителем Церкви.
Источники: Anne W. Carroll, «Christ The King – Lord of History» , St. Peter Canisius, SJ (1521—1597) — IgnatianSpirituality.com, Saint Peter Canisius | The Society of Jesus, Петр Канизий – Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Изображение: Petrus Canisius (1521-97). Geestelijke en schrijver te Nijmegen, anonymous, 1600 — 1699 — Rijksmuseum
Свежие комментарии