С помощью текстов, подготовленных отцами-иезуитами, мы предлагаем сосредоточить внимание на семи антифонах Адвента, которые используются в литургии этого периода ожидания Иисуса, который приходит, чтобы обитать среди нас.
«О» антифоны – это семь способов показать Иисуса, описать Его. Их можно встретить в вечерне Литургии часов последних семи дней Адвента, непосредственно перед молитвой Магнификат. Их происхождение можно проследить до пророчеств Исаии, который говорил о грядущем Мессии.
Мы посвятим внимание каждому антифону, поочередно исследуя их во время медитации. Это должно позволить нам по-настоящему извлечь пользу из богатства каждого антифона. Вот как выглядят названия размышлений, согласно вышеупомянутому антифону:
О Мудрость,
О Господь,
О Корень Иессеев,
О Ключ Давида,
О Восток,
О Царь народов,
О Эммануил.
Помните слова песни «Приди, приди, Эммануил», которую мы слышим во время каждого Адвента? Текст этой песни описывает происхождение и характер Иисуса. Размышления этих реколлекций помогут войти в каждый антифон с новым взглядом и новым пониманием, чтобы услышать то, что хочет сказать Господь.
Начав путешествие Адвента, давайте подумаем о том, как следующие несколько недель должны приблизить нас к Иисусу:
- Что я надеюсь получить от этих реколлекций?
- Как я теперь вижу Иисуса?
- Что бы я сказал об Иисусе, если бы кто-нибудь спросил меня о Нем?
- Как могу обратиться к Иисусу?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Начнем с некоторых практических советов, которые могут помочь тем, кто раньше не участвовал в реколлекциях такого типа, или напомнить некоторые моменты тем, кто уже с ними знаком. Мы будем делать это по трём направлениям: как, когда и что.
Основной вопрос касательно «как» — сколько времени вы намерены уделять каждой молитве-созерцанию? Лучше всего заранее решить этот вопрос и постараться придерживаться своего решения. Не сдавайтесь сразу, как только молитва покажется вам немного скучной, но и не задерживайтесь слишком долго, если у вас сложится впечатление, что она идёт очень хорошо. Материал, представленный в каждом из размышлений, рассчитан на 20-25 минут, но вы можете, при желании, выделить больше времени для подготовки себя к молитве и/или пребывания в молчании после неё. Вам просто нужно определить количество времени, которое вы можете вписать в свой распорядок дня.
По поводу «где» — сначала подумайте, какое время суток вам лучше всего подходит для сосредоточенного размышления: утро, вечер или перерыв в течение дня? Ответ на этот вопрос подскажет, где вам будет легче и лучше молиться .
Наконец, чтобы понять «что», спросите себя, почему вы всё это делаете. Какие дары и милости вы надеетесь получить от Бога во время молитвы? Очень важно осознавать свои желания, просьбы, намерения ещё до начала молитвы.
Достаточно потратить некоторое время на ответы на эти вопросы, и вы будете готовы начать молитвенный период размышления над антифонами.
Когда вы начнёте читать, просто осознавайте присутствие Бога, приглашающего вас встретиться с Ним, и помните обо всех других людях по всему миру, которые молятся этими медитациями плечом к плечу с вами.
Размышление 1. О, Мудрость
Большинство людей способны глубже войти в молитву, если заботятся о своём внутреннем мире. Поэтому в начале каждой ежедневной молитвы мы предложим одно упражнение для медитации и проведем вас через него.
Может случиться так, что некоторые из них окажутся более эффективными, чем другие, поэтому отметьте, что лучше всего подходит вам, чтобы вы могли использовать его позже. Сегодня мы попробуем принять и почувствовать мудрость своего тела. Мы часто игнорируем это. Если мы прислушаемся, тело сможет поговорить с нами и раскрыть то, что упустило наше сознание.
Можно сидеть, стоять, ходить. Обратите внимание на то, как вы себя чувствуете в своём теле. Тебе тепло или холодно? Удобно или нет? Расслаблен, напряжён? Обратите внимание на то, как ваши ступни касаются земли, обувь… продолжайте путь вверх по телу – до плеч, отмечая по пути свои ощущения… аналогично пройдитесь по рукам от пальцев до плеч… часто накапливаем напряжение именно в плечах… если вы это заметили, отпустите его… двигайтесь дальше – к голове и мышцам лица… если вы встретите какое-то напряжение, постарайтесь от него хоть немного избавиться … вокруг глаз, губ, челюстей… освободитесь от напряжения на выдохе, представьте, что вы отдаёте его Богу, отпуская его в Бога.
Чувствуете ли вы сейчас то, что ваше тело хочет вам сегодня сказать?
РАЗМЫШЛЕНИЕ
Антифон:
О, Мудрость, из уст Всевышнего исшедшая,
простирающаяся от края и до края
и управляющая всем могущественно;
прииди научить нас путям разумения.
Вернёмся к началу: сотворению мира и грехопадению, и послушаем следующую историю, связанную с этим.
Бог был в восторге от всего, что было создано Его словами. Однако сатана из зависти плетёт козни, чтобы испортить дело Божие. Видя, что сила Божия сокрыта в слове, исходящем из Его уст, сатана сказал Богу: «Позволь мне запечатать Твой язык и искусить творение. Тогда мы посмотрим, сможет ли оно позаботиться о себе». Как это ни удивительно, но Бог согласился. И сатана приступил к искушению людей, к развращению. Последствия греха были очень ясны древним глазам Бога. Бог повернулся к сатане и поднял один палец. Сатана понял, что Бог хочет сказать только одно слово, и не возражал. Ведь что может сделать одно слово перед лицом всего зла, распространившегося на земле, и греха, который уже стал привычкой и пронизал всё человечество? Кроме того, сатана надеялся посмеяться над бессилием Бога, поэтому он снял печать с языка Бога. И Бог уже был готов произнести это одно слово и вдохнуть в него полноту своей Любви и Мудрости. И слово, которое вышло из уст Божьих, было… «Иисус».
Прочитайте медленно отрывок из Евангелия от Луки о том, как Мудрость входит в наш мир:
«На шестой месяц после видения Захарии ангел Гавриил был послан Богом в галилейский город Назарет к деве, обручённой с человеком по имени Иосиф из рода Давидова. Звали эту деву Мария. И, войдя к ней, Гавриил сказал: «Радуйся! С тобой Господь, ты удостоилась Его особой милости!»
Эти слова очень смутили её, и она старалась понять, что могло бы означать такое приветствие. Тогда ангел сказал ей: «Не бойся, Мария! Ты обрела особую милость у Бога. И ты зачнёшь, и родишь Сына, и дашь Ему имя Иисус».
РАЗГОВОР С БОГОМ
- Мудрость Божия — это Ребёнок, рождённый у молодой женщины в маленьком городке захудалой страны с коррумпированными лидерами, сотрудничающими с Римом.
- Подумайте об этом ответе Бога. Проведите некоторое время с Марией, которая получает известие: «Ты зачнёшь, и родишь Сына, и дашь Ему имя Иисус».
- Состояние мира угнетает нас. Мы жаждем, чтобы Бог наконец вмешался и прояснил мысли всех, кто принимает важные решения, которые влияют на жизни миллиардов людей, особенно бедных. Мы мечтаем, чтобы наши лидеры были мудрыми.
- Давайте помолимся за всех светских и религиозных лидеров, чтобы они смогли открыться Божьей мудрости.
- Празднуя Рождество, мы показываем удивительную природу Божьей мудрости. Божий ответ на тяжёлое положение мира тогда, сейчас и всегда – это Иисус.
- Что Бог показывает лично вам фактом своего воплощения?
Рождественский период – не повод прятаться от мира, полного сложных проблем, забот и несчастий. Это особое время, чтобы заметить, как Бог желает войти в наш мир. В Адвенте мы часто слышим пение:
Вот, Господь Бог грядёт,
Он идёт со святыми,
и свет воссияет всем.
Аллилуйя, аллилуйя!
Как и чем вы хотите ответить этому Богу, пришедшему в мир?
О, Мудрость,
Господь,
Корень Иессеев,
Ключ Давида,
Восток,
Царь народов,
Эммануил,
приди, Иисус.
Размышление 2. О, Господь
Сегодня, чтобы обрести тишину и покой, мы научимся повторять очень важное слово.
Осознай, где ты находишься… как себя чувствуешь… что с тобой происходит… отдай всё это Богу… Затем попроси Бога о том, чего желаешь, в сегодняшней молитве… например, признать Иисуса своим Господом или что-то ещё… затем возьми арамейское слово Маранафа, что означает «Приди, Господи», и повторяй его в ритме дыхания… Маранафа. Несколько минут… Если тебя что-то отвлекло, просто вернись к слову.
Размышление
Антифон:
О, Адонаи и Вождь дома Израилева,
явившийся Моисею в пламени огня тернового куста
и давший ему закон на Синае;
прииди искупить нас мышцею простертою.
Ученики иногда называли Иисуса Господом. Вероятно, и ты так обращаешься к Нему – и это правильно. Иногда и сам Иисус так о Себе говорит.
Слово «Господь» означает власть и напоминает нам слова Христа, которыми заканчивается Евангелие от Матфея: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Его последние слова звучат как утешение, которое не следует забывать: «И се, Я с вами во все дни до скончания века».
Таким образом Он будет с нами и вся власть принадлежит Ему. В эту тёмную зимнюю пору нам нечего бояться.
Позволь же Иисусу быть с тобой. Что Он хочет тебе открыть? А чем ты хочешь с Ним поделиться?
В конце XIV века Европа была охвачена чумой, и многие опасались, что близится конец света. В это мрачное время Юлиана Нориджская, мистик и богослов, открыла людям образ Бога, пребывающего в этом неспокойном мире.
Она утверждала: какие бы несчастья нас ни постигли, с какими бы трудностями мы ни столкнулись, Иисус является Господом, и Он всегда с нами. Юлиана услышала в своем сердце заверение Бога, что: «всё будет хорошо, что всё стремится к благу, и каждая вещь в конце концов станет благой». Она также оставила в своих записях следующие слова, обращенные к нам всем:
«Посмотри, я Бог. Посмотри, я присутствую во всём. Посмотри, я делаю всё. Посмотри, я никогда не прекращаю свою работу, и это навсегда. Смотри, Я довожу до завершения всё, что Я предопределил ещё до начала времён, с той же силой, мудростью и любовью, с которой Я создал всё сущее. Как что-то может быть не так?»
Разговор с Богом
- Это приглашение довериться Божьему Провидению. Нам не нужно сходить с ума, пытаясь исправить всё, что ещё не так в мире.
- Теперь вернись снова к слову Маранафа. На выдохе позволь отойти беспокойству о своей жизни и будущем.
- Однако доверие к Промыслу Божию не даёт права на пассивность. И если ты пришёл к выводу, что ничего делать не нужно, потому что Иисус – Господь, то ты сильно ошибаешься. Мы призваны выбрать средний путь, на котором сможем услышать Иисуса, нашего Господа, который призывает нас работать с Ним на благо всего мира.
- Каким образом Иисус призывает тебя к сотрудничеству с Ним? Прислушайся к Нему и ответь.
- Зная, что мы можем полностью довериться Богу, нам не обязательно слишком полагаться на ту ограниченную безопасность, которую предлагает нам мир. Вместо этого мы можем более щедро делиться своим временем, талантами и богатством.
- Даруй нам, Господи, упование на Тебя… Маранафа… Приди, о Господь.
О, Мудрость,
Господь,
Корень Иессеев,
Ключ Давида,
Восток,
Царь народов,
Эммануил,
приди, Иисус.
Размышление 3. О, Корень Иессеев
Если рядом с тобой есть окно, посмотри через него на улицу. Если нет, то просто представь себе природу в это время года. Какой сегодня день? Что ты видишь или представляешь? Просто побудь немного в этом, вероятно, холодном зимнем дне. Если есть возможность и желание, отправься на прогулку, остановись возле дерева без листьев, найди увядшее растение или что-то подобное, отражающее бесчувственность зимы. Затем просто наблюдай, оставляя всё, как есть.
Размышление
Антифон:
О, корень Иессев, стоящий, как знамя народов,
пред Которым закроют цари уста свои,
и Его будут умолять народы;
прииди освободить нас, не медли более.
У Исаии мы читаем:
«из корня срубленного древа Иессея
взойдет молодой побег,
от самого корня его
произрастет новая ветвь плодоносящая»
(Ис 11, 1).
Иессей был отцом царя Давида, и евреи верили, что Мессия произойдёт из рода Давида. Христиане считают, что пророчества исполнились в Иисусе. Корень Иессея – это предки Иисуса, а Он, в свою очередь, – росток, который станет цветком жизни.
В Евангелии от Луки Захария, отец Иоанна Крестителя, рассказывает о том, что Бог собирается совершить через Иисуса, и какое дело он поручает Иоанну.
Захария, отец Иоанна, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря:
Благословен Господь Бог Израилев,
ибо посетил и искупил народ Свой,
и воздвиг силу спасения нам
в доме Давида, отрока Своего,
как возвещал нам
устами святых – древних пророков Своих, –
спасение от врагов наших
и от руки всех ненавидящих нас;
чтобы явить милость отцам нашим
и вспомнить святой завет Свой,
клятву, которою клялся Он
Аврааму, отцу нашему,
что, избавив нас от руки врагов наших,
даст нам служить Ему без боязни,
в святости и правде перед Ним,
во все дни жизни нашей.
И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего,
ибо пойдёшь пред лицом Господа –
приготовить пути Ему,
дать Его народу познать спасение
в прощении грехов его,
по глубине милосердия Бога нашего,
которым свыше посетит нас восходящее Светило,
просветить живущих во тьме и тени смертной,
направить ноги наши на путь мира.
(Лк 1, 67-79).
Живя в Северном полушарии, мы сейчас можем наблюдать, как зима полностью вступила в свои права. Ничто не растёт. Деревья и кусты спят. Время цветов давно прошло. Внешний вид окружающей природы в некоторой степени влияет и на состояние нашей души. Возможно, мы чувствуем, что она тоже замирает в этом, лишенном жизни, времени. Зима может символизировать состояние всего человечества, скованного, словно морозом, оставленностью.
Где в мире, в Церкви или в себе ты замечаешь такое же отсутствие жизни и красок?..
Под землей природа ждёт своего часа, но не бездействует. Луковицы пускают корни, семена замерли в ожидании, чтобы дать первые ростки, как только отступит холодная пора. Корни деревьев не прекращают своей деятельности даже зимой, ищут в земле и запасают до весны полезные вещества, готовясь к бурному весеннему росту.
Это хороший образ для нашей молитвы, особенно в те периоды жизни, когда внешне ничего не происходит. Если ты чувствуешь в себе сухость, то можешь просто оставить всё, как есть, и довериться Богу, который знает, что делает. Позволь себе немного отдохнуть в Его объятиях. Не форсируй появление своих весенних всходов. Позволь себе быть тем, кто ты есть и там, где ты есть.
И позволь Иисусу быть тем, кем Он является.
Разговор с Богом
- Человечество ждало прихода Мессии на протяжении многих поколений. Это ожидание порой казалось безнадёжным. Мы продолжаем надеяться, что Он придёт и сломает твердую оболочку наших сердец, наполнит нашу бесцветную жизнь красками. Адвент как время ожидания даёт нам повод остановиться и ясно выразить свое желание: чтобы Иисус пришёл к нам, укоренился в наших сердцах и расцвёл в нас… Попробуй поговорить с Ним об этом.
- Хотим ли мы процветать и приносить плоды вместе с Иисусом? Когда Он приходит к нам, не появляется ли в нас стремление (желание) нести Его другим людям?.. жертвовать собой ради других?.. принести немного света, красок и тепла в мир, который живет в недостатке?
- Выскажи Иисусу своё желание быть и сотрудничать с Ним.
Из-под земли, словно весной,
вновь восходит любовь…
О, Мудрость,
Господь,
Корень Иессеев,
Ключ Давида,
Восток,
Царь народов,
Эммануил,
приди, Иисус.
Размышление 4. О, Ключ Давида
Если у тебя где-нибудь поблизости есть связка ключей, подержи ее в руке. Присмотрись внимательнее отдельным ключам. Почувствуй их на ощупь, обрати внимание на вес, размер, цвет, температуру и другие возможные характеристики. Зачем нужны эти ключи? Какие ассоциации они у тебя вызывают? Как с их помощью можно описать твою жизнь, обязанности, дары, трудности?
Держи их. Смотри на них. Пусть на них также взглянет Бог. И пусть Он посмотрит на тебя.
Размышление
Антифон:
О, ключ Давидов и жезл дома Израилева;
Который отворяет, и никто не может закрыть;
закрывает, и никто не может отворить;
приди и выведи из темницы узников,
сидящих во тьме и тени смертной.
Огромному количеству людей в нашем мире не хватает самого необходимого. Нас может даже парализовать осознание того, сколь масштабны мировые потребности и проблемы. Их тяжесть угнетает нас. Мы не видим пути через этот тёмный лес. Иисус Христос говорит нам, что Он является этим путём.
«Пусть не тревожится сердце ваше!
Доверьтесь Богу и Мне доверьтесь!
Много покоев в доме Отца Моего
(и если бы не так это было, сказал бы вам).
Иду Я туда приготовить и для вас место.
Я уйду и после того, как приготовлю вам место,
приду вновь и возьму вас к Себе,
чтобы и вы могли быть там, где Я.
И вы ведь знаете путь, что ведёт туда, куда [Я] иду».
Фома возразил Ему: «Господи, не знаем мы, куда Ты пойдёшь. Как можем мы знать путь туда?»
Иисус ответил:
«Я – путь, истина и жизнь.
Никто не может прийти к Отцу иначе,
как через Меня».
(Ин 14, 1-6).
Иисус – путь, дорога, ключ, открывающий врата Царства. Иисус даёт ключи Царства Небесного Петру. В определенном смысле мы все разделяем это призвание Петра. Бог даёт каждому из нас возможность открывать двери другим людям. Этим ключом неизменно является Иисус, но у каждого из нас есть личный способ свидетельствования об Иисусе благодаря нашему уникальному опыту взаимоотношений с Ним. У каждого из нас есть свой уникальный ключ.
Что ты видишь в Иисусе такого, чем бы стоило поделиться с миром?
Твои личные качества, дары, жизненные обстоятельства, твоё «я» может открыть что-то новое о Христе. Ты можешь показать то, что осталось незамеченным. И это может стать ключом, который откроет дверь другим людям.
Когда Иисус призывает человека, он всегда призывает к ученичеству – это универсальное призвание. Более того, лично ты призван быть учеником. Именно ты. Эту идею отстаивал Герберт Альфонсо в своей прекрасной книге «Личное призвание» (Herbert Alfonso, «The Personal Vocation»). Он утверждал, что подсказкой – или, можно сказать, – ключом к твоему личному призванию является то, что даёт жизнь и энергию твоей душе, что приносит ей свет. Подтверждением того, что ты хорошо понял свой дар, будет его плодотворность для других людей, которая может проявиться самыми разнообразными способами.
Разговор с Богом
- Итак, пришло время спросить: что приносит свет и энергию в твою жизнь? Поговори об этом с Иисусом. Не находится ли там ключ к твоему личному призванию?
- Призвание всегда означает, что ты одновременно пребываешь с Иисусом и являешься Его посланником.
- Распознавание помогает нам найти свой творческий способ любить. Если я не в состоянии решить все мировые проблемы, что я могу сделать на своём уровне? Какие двери предлагает мне открыть Бог? Давайте ещё раз вспомним, что это персональное призвание. Оно заключается в личной связи со Христом, с Ключом, который мы можем найти и затем увидеть, каким образом Он хочет раскрыть Себя в нашей жизни.
- Иисус открывает что-то в нас, чтобы дверь широко открылась для любви. Мы становимся способными любить. Вот почему Иисус является ключом Царства Небесного, который всегда хочет прийти на землю, воплотиться в каждом из нас, если только человек услышит Его призыв и откликнется на него.
Если ты не знаешь, в чём твое призвание, попроси Иисуса показать тебе его.
О, Мудрость,
Господь,
Корень Иессеев,
Ключ Давида,
Восход,
Царь народов,
Эммануил,
приди, Иисус.
Размышление 5. О, Восток
Если есть возможность, найди место, где на тебя будет светить солнце. Пусть его теплые лучи окутают и согреют тебя. Святой Игнатий предлагал духовный вариант этого упражнения. Прежде чем приступить к молитве, постой около минуты в молчании, позволяя взглянуть на себя Богу – Богу, который тебя создал и очень любит. Посвяти Ему сейчас эту минуту.
Встань, если можешь, или оставайся сидеть, если тебе так удобнее. Пребывай в мире, и пусть Бог смотрит на тебя или пребывает с тобой тем способом, каким пожелает…
Размышление
Антифон:
О, Восход, сияние света вечного
и солнце правды:
приди и освети
сидящих во тьме и тени смертной.
В это время зимнего солнцестояния мы переживаем самые короткие дни и самые длинные ночи в году. Но, несмотря на тьму ночи, Иисус сияет, как лучезарная заря. Бывают моменты, когда мы эмоционально (аффективно) переживаем эту истину – и чувствуем утешение. А в иной раз мы пытаемся поверить в этот проблеск рассвета, даже если наша собственная тёмная ночь омрачает наши чувства. И такой опыт тоже является утешением, хотя и менее ощутимым. Можно сказать, что это скорее «утешение головы», чем «утешение сердца».
В своей жизни веры – на данный момент – чувствуешь ли ты утешение? Касается ли оно сердца или головы? Иногда Бог допускает некую сухость или тьму в нашей жизни, но не оставляет нас. Он остаётся с нами, Его свет не гаснет. Просто мы не можем воспринимать этот свет. Вот что писал на эту тему св. Иоанн Креста:
«Стойкость во тьме является подготовкой к великому свету».
«В тёмной ночи души ярко течёт река Божия».
«Бог вынужден работать над душой тайно и во тьме, ибо если бы мы хорошо знали, что происходит и какая Тайна, преображение, Бог и Благодать задействованы ради нас, то, в конце концов, мы попытались бы контролировать или остановить весь процесс».
Один из канонов Тэзе очень созвучен с сегодняшним размышлением:
С Тобой тьма
вокруг нас не будет темна,
И ночь, как светлый день, станет ясной.
Разговор с Богом
- Есть ли в тебе тёмные места, куда ты ещё не приглашал Бога? Покажи эти укромные уголки Иисусу.
- Каким образом Иисус хочет принести свой исцеляющий свет, чтобы окутать тебя теплом Своей любви?
- Позволишь ли Ему сделать это?
Где ты чувствуешь свет Христа в своей жизни? Проникнись этим светом, вдохни его.
О, Мудрость,
Господь,
Корень Иессеев,
Ключ Давида,
Восток,
Царь народов,
Эммануил,
приди, Иисус.
Размышление 6. О, Царь народов
Оглянись назад: на прошедший день или на последние 24 часа… Где ты был? Что делал? С кем и как провёл это время?
Где и в чём ты видишь больше всего жизни, света и энергии? А в какие моменты жизнь словно покидала тебя?
Заметил ли ты действие Бога в своей жизни или в мире в целом за этот отрезок времени? Какие дары принёс прожитый день? Был ли среди них спрятан «золотой самородок»?
Поговори с Богом о своих наблюдениях.
Размышление
Антифон:
О, Царь, желаемый народами,
краеугольный камень,
делающий из обоих одно:
приди и спаси человека,
которого Ты сотворил из праха.
В описании Рождества в Евангелии от Матфея присутствуют три волхва с Востока, которые приносят Иисусу золото, как символ того, что этот Младенец – царь. Однако на самом деле Святое Семейство вовсе не жило роскошно, и это говорит что-то очень важное о нашем Боге. Дальнейшая жизнь Иисуса расскажет нам ещё больше. Сын Божий избирает путь смирения.
Об этом напоминает нам святой Павел в своём послании к Филиппийцам:
«Если находите вы некое утешение во Христе, если значит для вас что-нибудь любовь, если сопричастны вы Духу и ведомо вам милосердие и сострадание, – сделайте мою радость полной: держитесь одного образа мыслей, дорожите взаимной любовью и сердцем и умом будьте едины. Не делайте ничего из духа соперничества или тщеславия, но в смирении каждый почитай другого выше себя; заботьтесь не только о своем, но [и] о благе других.
И на всё это у вас должен быть тот же взгляд, что и у Христа Иисуса:
Он, по самой природе Своей Богом будучи,
за это Своё равенство Богу не держался,
Божественностью Своей поступился и принял образ раба,
уподобившись смертному человеку.
И по виду Своему признанный всеми за человека,
Он в смирении Своем и послушании смерть принял,
смерть на кресте.
Потому Бог и вознёс Его высоко,
и даровал Ему имя всех иных имен превыше,
дабы все на небесах, на земле и под землёй
колени свои преклонили
пред именем Иисуса,
и во славу Бога Отца всякий язык
провозгласил Господом Иисуса Христа».
Предлагаем медитацию из «Духовных упражнений» святого Игнатия, которая приглашает нас представить себе земного царя, за которым мы готовы были бы последовать в бой.
Царство
Первая часть
Подумай о современном мире с его проблемами, потребностями и недостатками… Возможно, несчастье какой-то конкретной точки на Земле ранит тебя особенно.
А теперь представь, что наконец-то появились люди, которые несут с собой надежду, потому что у них есть определенный план и они знают, как всё исправить. Они обладают необходимой квалификацией для выполнения этой работы. У них есть видение и реализм, позволяющие проникнуть в суть проблем. Используй своё воображение, чтобы увидеть этих людей… их внешний вид, одежду, манеру поведения, жильё… Послушай, что они говорят о себе… Какие у них планы, проекты?.. Как они собираются их реализовать?.. Как они разговаривают с другими?.. Какими качествами обладают? Какой образ жизни ведут?
Представь себе, что у них есть что-то, что может тебя вдохновить и повести за собой. В состоянии ли ты описать, что это могло бы быть? Можешь ли представить, как следуешь за ними, работаешь и остаешься верен, несмотря на трудности?
Вот они собрали большой зал, чтобы представить свои проекты. Ты тоже находишься там и слушаешь выступления, следишь за ними. К чему они призывают? Какие слова выбирают?
Затем представь, что все, кроме тебя, вышли из зала. Ты сидишь в одиночестве и задаёшься вопросом: как люди могли проигнорировать такой призыв? Впрочем, а кто мог бы откликнуться на него? Каков мой выбор? Предположим, что я тоже решил бы уйти – что могло бы побудить меня к этому?
Через некоторое время переходим ко второй части размышлений.
Часть вторая
Если определённые люди могли привлечь меня к себе, то насколько сильнее мог бы это сделать сам Иисус.
Представь, как Иисус разговаривает со своими 72 учениками. Они сидят на холме. Посмотри на них. Что такого необычного видят ученики в Иисусе? Каким образом Он вдохновляет их следовать за Ним? Попробуй увидеть, как Он одет… как держится… какой у Него взгляд… интонация голоса… Может ли такой человек быть привлекательным именно для Тебя? Что Он должен был бы сказать, какими планами поделиться, чтобы привлечь тебя? Какие Его мечты, смогли бы воспламенить твою душу?
Разговор с Богом
- А теперь послушай Его. Какие слова Иисуса могли бы сподвигнуть тебя присягнуть Ему на верность?
- Поразмышляй ещё над тем, что пока кто-то раздумывает, присоединиться ли к такому человеку, как Иисус, некоторые уже сейчас хотели бы быть как можно ближе к Нему – куда бы Он ни пошёл и что бы Он ни делал; оставаться с Ним несмотря ни на что; следовать за Ним, разделяя Его горести и радости, победы и поражения…
- Что бы ты хотел сказать Иисусу в этот момент?
О, Мудрость,
Господь,
Корень Иессеев,
Ключ Давида,
Восход,
Царь народов,
Эммануил,
приди, Иисус.
Размышление 7. О, Эммануил
Чтобы обрести покой, сфокусируйся сегодня на своём дыхании: прислушайся к его звукам, почувствуй ритм. Не нужно менять скорость… Обрати внимание, как воздух входит в твоё тело, наполняет лёгкие, поддерживает твою жизнь, а затем выходит… Вдох и выдох…
Вдохни Божью любовь к тебе… и выдохни всё, чем хочешь поделиться с Ним, или – отпусти всё и отдай Богу… дыши при этом глубоко… Повтори это трижды.
Размышление
Антифон:
О Эммануил, Царь и Законодатель наш,
ожидаемый народами, Спаситель наш:
приди и спаси нас,
Господи Боже наш.
Реальность страдания всегда была проблемой в любой религии. Конечно, нам бы хотелось, чтобы Бог положил конец всем страданиям. Но какой ценой? Будет ли это означать конец сотворенного мира, каким мы его знаем? Прекращение проекта «Человек»… Если так, то, возможно, не стоило его и вовсе начинать.
Творческий процесс всегда сопряжен со страданием. Создание разумных и свободных существ связано с реальностью зла. Когда Бог решил вдохнуть жизнь в созданные Им существа, Он отважился на потенциальные проблемы. Иначе и быть не могло. Однако когда Бог вошёл в творение, став человеком, всё изменилось. По крайней мере, мы больше не обречены на одиночество. И возможно, нам будет достаточно даже осознания этого факта. Страдания и зло по-прежнему будут существовать, но теперь мы не одни. С нами Бог. Эммануил.
Способен ли ты выйти на арену, где сегодня страдает человечество? Таким местом может быть твоя собственная боль или страдания других людей… Где в этих страданиях Бог? Где Он хочет быть?
Роналд Стюарт Томас представил момент, когда Святая Троица решается на Воплощение, и выразил его в своём стихотворении «Пришествие» (перевод Женевьевы Будогоской).
И держал Бог в руке
Маленький шарик. «Взгляни», сказал он.
И сын взглянул. Вдали,
Будто сквозь толщу воды, он увидел
Неистового цвета выжженную
Землю. Огонь горел
Там; обгоревшие здания
Отбрасывали тени. Змеёй
Сияющей – река
Извивалась, блестя
От слизи.
На голом
Холме голое дерево омрачало
Небосклон. Множество людей
Тянули свои худые руки
К нему, будто чая,
Что пропавший апрель
Вернётся в сплетенье
Его ветвей. Сын наблюдал
За ними. «Позволь мне пойти туда», сказал он.
Разговор с Богом
- Как ты себе представляешь эту сцену? Человечество находится в состоянии оставленности. Святая Троица смотрит на мир. Иисус просит, чтобы Его отправили на землю, что бы это ни значило и чего бы ни стоило. Посмотри, как Он обращается к Отцу с просьбой: «Позволь мне пойти туда».
- О, Эммануил. Бог с нами.
- Поговори с Ним сейчас. Вырази всё, что у тебя на сердце.
О, Мудрость,
Господь,
Корень Иессеев,
Ключ Давида,
Восход,
Царь народов,
Эммануил,
приди, Иисус.
Просмотр реколлекций
После реколлекций очень важно оглянуться назад и сделать некоторые выводы. Вполне возможно, что тебе удалось увидеть Иисуса в новом свете и завязать с Ним более близкие, личные отношения.
Вспомним вопросы, которые мы поставили во вступлении к этим реколлекциям:
- Что я надеюсь получить от этих реколлекций?
- Как сейчас я вижу Иисуса?
- Что бы я сказал об Иисусе, если бы кто-нибудь спросил меня о Нем?
- Как я обращаюсь к Иисусу?
Изменилось ли за это время твое представление об Иисусе? Возможно, одно из реколлекционных размышлений запомнилось тебе больше других…
В качестве резюме предлагаем ещё раз послушать имена Иисуса из «О»-антифонов Адвента, чтобы вспомнить основные моменты встреч с Богом в процессе отдельных размышлений.
О, Мудрость… «Иисус» – единственное слово, которое вышло из уст Божьих.
О, Господь… авторитет Бога.
О, Корень Иессеев… росток, который станет цветком жизни.
О, Ключ Давидов… путь в Царство Небесное.
О, Восход… свет, сияющий во тьме.
О, Царь народов… служение Царя.
О, Эммануил… Бог с нами.
Несколько минут поразмышляй над тем, что Бог говорил тебе во время этих реколлекций. Отдай Ему в молитве всё хорошее, что ты пережил за это время, а также всё, что вызвало у тебя сопротивление и трудности.
Ты можешь поговорить о своих чувствах с Иисусом, обратившись к Нему с помощью того антифона, который тебя больше всего затронул.
Принеси все полученные плоды Христу – Мессии и Богу, Который пребывает с нами. Маранафа…
Изображения: Elena @ Flickr, Salt + Light Media
Свежие комментарии