20-21 июня в Папском Богословском факультете Южной Италии в Неаполе (Италия) состоялся симпозиум «Богословие после Veritatis Gaudium в контексте Средиземноморья». Факультет является плодом сотрудничества между епископами итальянского региона Кампания и Обществом Иисуса: он родился в результате слияния академических институтов этих структур в 1969 г. и подразделяется на две секции: имени св. Фомы Аквинского и имени св. Алоизия Гонзага. В настоящее время иезуиты занимаются администрацией, преподаванием и духовной формацией семинаристов из более, чем дюжины епархий Кампании. На факультете учатся также монашествующие и миряне.

Отправным пунктом для симпозиума стала апостольская конституция Veritatis Gaudium 2017 года, направленная на обновление изучения богословия в соответствии с концепцией «исходящей Церкви». 21 июня, в день литургической памяти св. Алоизия Гонзага, в работе симпозиума принял участие Папа Франциск, выступив с заключительным докладом, в котором он обрисовал широкую панораму задач, стоящих перед богословием и богословами сегодня.

Делимся кратким репортажем от портала Vaticannews.va о докладе Папы, а также о послании, которое направил участникам симпозиума Патриарх Константинопольский Варфоломей.

***

Папа Франциск: каким должно быть преподавание богословия после публикации апостольской конституции о реформе богословских факультетов?

Папа Франциск начал свою речь с напоминания о том, что Средиземноморье издавна является перекрестком, местом обмена, но также и столкновений, и сегодня оно ставит перед нами целый ряд вопросов. Чтобы ответить на них, необходимо разработать «богословие приятия» для «подлинного и искреннего диалога… ради созидания мира, инклюзивного, братского общества и ради защиты творения».

Папа выделил два элемента — диалог и керигму, то есть возвещение умершего и воскресшего Христа, — в качестве критериев для обновленного богословия. Диалог – это прежде всего «метод распознавания», — но он может также быть возвещением и свидетельством любви Бога ко всем людям.  Это происходит, если мы послушны Святому Духу и «благовествуем без духа завоевания, без желания прозелитизма и агрессивного намерения опровергать». Диалог с людьми и с их культурами подразумевает также свидетельство вплоть до пожертвования жизнью: Папа привел в пример Шарля де Фуко и Пьера Клавери.

Для продвижения диалога большое значение имеет изучение арабского и еврейского языков и культур. С мусульманами, отметил Папа, «мы призваны вести диалог, чтобы строить будущее в наших обществах и в наших городах». Их следует считать «партнерами в строительстве мирного сосуществования, даже когда случаются разрушительные эпизоды по вине фанатиков, противников диалога». С евреями диалог необходим, чтобы «лучше развивать наши отношения в религиозном плане». Именно Средиземноморье является мостом между Европой, Африкой и Азией, где могут жить рядом все дети Авраама.

Папа призвал богословов «быть людьми сострадания, не оставаться равнодушными перед угнетением многих, перед современным рабством, социальными язвами, насилием, войнами и великой несправедливостью, которую терпят многочисленные бедные, живущие на побережье нашего общего моря». Без общения и без сострадания, непрерывно питаемых молитвой, теология не только теряет душу, но теряет также ум и способность по-христиански интерпретировать действительность».

Задача богословия, подчеркнул Папа, — войти в созвучие с воскресшим Христом и достичь окраин, в том числе «окраин мысли». Для этого теологи должны «способствовать встрече культур с источниками Откровения и Предания». При этом «великие богословские изложения прошлого», оставаясь драгоценными источниками мудрости, «не могут механически применяться к современным вопросам»:

«Нужно ценить их, чтобы искать новые пути. Благодарение Богу, первоначальные богословские источники, то есть Слово Божье и Святой Дух, неисчерпаемы и всегда плодоносны; поэтому можно и нужно трудиться в направлении богословской Пятидесятницы, которая позволит людям ʺна собственном языкеʺ услышать христианское рассуждение, отвечающее их поиску смысла и полноты жизни».

Итак, богословие после Veritatis Gaudium, — заключил Папа, — это богословие «диалога с культурами и религиями ради мирного сосуществования людей и народов».

***

Патриарх Варфоломей приветствует симпозиум в Неаполе с участием Папы Франциска

Предстоятель Константинопольской Православной Церкви призывает избегать концепции вторжения, сопровождающей исторический анализ перемещений народов.

Папа Франциск совершил однодневный визит в Неаполь по случаю симпозиума «Богословие после Veritatis gaudium в контексте Средиземноморья», организованного Богословским факультетом Южной Италии. К организаторам симпозиума обратился со специальным посланием Патриарх Константинопольский Варфоломей.

«Мы также с радостью восприняли весть об участии в симпозиуме нашего возлюбленного брата епископа Старого Рима Папы Франциска, — пишет Патриарх Варфоломей, — с которым нас соединяет глубокое обязательство по сохранению человека и всего, что его окружает, обязательства, основанного на койнонии, присущей тринитарным отношениям».

Упоминая о центральной теме встречи – теме гостеприимства в средиземноморском регионе в свете указаний относительно церковных вузов, содержащихся в апостольской конституции Veritatis Gaudium, — Патриарх отмечает, что ее обсуждение должно быть основано на концепции диалога в его многообразных аспектах.

Средиземное море, пишет далее Константинопольский Патриарх, — это «колыбель истории, языков, культур и религий, способных к взаимодействию и обмену, которые управляли общественными процессами на всей территории в течение столетий, содействуя развитию народов, живущих теперь на его побережье. Если христианство, в его восточном и западном проявлении, сыграло основоположную роль после Миланского эдикта, то не менее важным был вклад иудаизма и затем ислама, на чередующихся исторических этапах, в поиск путей общения и сосуществования. В периоды Римской империи, варварских нашествий, Восточной Римской империи в Византии, Османской империи никогда не прерывалось созвучие общения между разными народами, населяющими этот регион, невзирая на никогда не прекращающуюся напряженность». Сегодня же – констатирует Патриарх, — этот регион перестал быть местом встречи, став, скорее, «непреодолимой границей между Севером и Югом мира, ставящей под вопрос само понятие странноприимства, максимальным выражением которого является христианство, в соответствии с учением нашего Учителя и Спасителя. Православная Церковь при этом признает, что нет иного пути, кроме диалога, — утверждает Патриарх Варфоломей и среди причин кризиса называет национализм и многообразные проявления фундаментализма в различных частях мира. Перемещение целых народов и целых поколений провоцируют рост бедности на Юге планеты и феномены нетерпимости, и поэтому социальная справедливость должна стать «приоритетным обязательством Церквей», подчеркивает Патриарх. Необходимо разработать «богословские и антропологические предпосылки» для формирования нового сознания, в том числе относительно концепции гостеприимства.

«Мы до сих пор говорим о вторжении персов, римлян, варваров, о вторжении арабов и монголов, о вторжении белых в среду коренных американцев, об общине чернокожих в Америке, оторванных от корней африканского прошлого, а также о вторжении нацистов, о советском вторжении и о других, вплоть до наших дней. Необходимо тщательно избегать таких чувств сегодня, в том числе и в наших Церквах, чтобы не осуществился бином принятие-вторжение».

В заключение своего послания Вселенский Патриарх пишет, что гостеприимство должно приводить к интеграции, а не к синкретизму: «Наряду с необходимостью мировой справедливости для многих перемещающихся народов должна быть также справедливость в отношении народов, открывающих собственные границы. Существует евангельский и человеческий долг принимать тех, кто испытывает трудности, но на тех, кого принимают, также возложен долг уважать традиции, обычаи и верования тех, кто оказывает им гостеприимство».

***

Источники:

https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2019-06/papa-bogoslovie-dolzhno-dostich-okrain.html

https://www.vaticannews.va/ru/church/news/2019-06/patriarh-varfolomey-privetstvuet-simpozium-v-neapole.html

http://www.osservatoreromano.va/it/news/il-centro-teologico-dei-gesuiti-posillipo