Мф 28, 16-20
В то время: Одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Познать Бога, приняв дар Святого Духа
Неслучайно в литургии мы отмечаем торжество Святой Троицы после празднования Сошествия Святого Духа в минувшее воскресенье. Для того, чтобы войти в тайну Бога, единого в трех Лицах, нам нужен дар Духа, дар Божьей благодати. Этот дар не только освещает разум, давая некоторое понимание, но и преображает нас, поскольку истинное познание Бога не может оставить нас такими, какими мы были прежде. Святой Павел в своем послании к римлянам говорит о плодах действия Духа в наших душах: Он свидетельствует, что мы — возлюбленные дети Божьи, которым уготовано вечное наследие; Он позволяет нам по-настоящему называть Бога Отцом, принимая Его безусловную любовь. Таким образом, наше восприятие Бога неразрывно связано с тем, кем мы считаем самих себя. Той истине, которая открывается нам через слово Божье, часто противоречит наш болезненный жизненный опыт в этом мире, начиная с отношений с самыми близкими людьми. Поэтому мы нуждаемся, чтобы наш образ Бога — и самих себя — постоянно очищался, совершенствовался, и только Святой Дух может сделать это для нас (и в нас). Но мы не остаемся пассивными в этом процессе. Чтобы отказаться от некоторых ложных представлений о Боге и сути жизни, иногда требуется немалое усилие веры — сознательный и свободный выбор — с нашей стороны. Наша вера, или иными словами — наши отношения с Богом, как мы Его понимаем — не может оставаться статичной, неподвижной. На пути веры всегда есть место для роста.
Посланные в своем несовершенстве
Лучше понять этот факт нам помогают обстоятельства, в которых, согласно сегодняшнему евангельскому повествованию, звучит повеление Иисуса ученикам «крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа». Во время последней, по словам Матфея, встречи воскресшего Господа с апостолами, некоторые из них в присутствии Христа, живого после смерти, сомневаются. Тем не менее, Иисус поручает провозглашение Благой Вести именно этой группе людей, даже количество которых, впрочем, указывает на их несовершенство: их осталось всего одиннадцать, в этой общине не хватает одного члена… Нам также приходится считаться с сомнениями и несовершенством нашей веры; признавать — не без разочарования и негодования — недостатки наших христианских общин. Только с «розовыми очками» на носу мы не заметим эту сторону реальности или будем ее отрицать. Однако перед нами всегда стоит выбор: сурово судить себя и своих ближних или же признать, что Господь оставляет нам место для роста на пути, на котором мы учимся принимать свои собственные и чужие недостатки.
В повелении Иисуса есть слова, которые в переводе звучат не очень точно: Господь говорит не просто «научать» все народы, но «сделать их учениками». Быть учеником означает готовность учиться, принимая истину о том, что я не знаю всего в совершенстве. В этом заключается еще одна центральная черта нашей идентичности как христиан: мы ученики Иисуса и никогда не перестанем ими быть, у нас не будет «выпускного» после окончания школы Христа. Так, как в Иисусе, Сыне Божьем, мы познаем свою идентичность сыновей и дочерей Бога, также в Нем нам открывается, что мы — ученики Бога. «И будут все научены Богом», — цитирует Иисус слова Писаний в своем обращении к толпе в Капернауме, добавляя: «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин 6,45). Сам Иисус дает нам пример того, как Он, Сын, «учится» у Отца: «Что творит [Отец], то и Сын творит также» (Ин 5,19). Наверное, именно для этого Иисусу нужны были долгие часы наедине с Отцом: чтобы погружаясь в Его присутствие, перенимать по-человечески тот образ существования и действия Отца, который извечно Он знал как Единородный Сын. И мы должны постоянно учиться у Него, чтобы в этом мире мы могли свидетельствовать о даре Божьей любви, который мы получили, — учиться любить.
Погрузиться и погружать в тайну Божьей любви
Напомним, что слово «крестить» в переводе с греческого буквально означает «погружать». Иисус повелевает ученикам через сакраментальный знак крещения погружать людей в тайну Бога — Отца, Сына и Святого Духа; Бога, который является связью взаимной и совершенной любви. Нам стоит помнить и постоянно возвращаться к истине о том, что через крещение мы, христиане — ученики и свидетели Христа — живем, «погруженные» в присутствие Бога, окруженные и охваченные любовью Того, Кто существует в вечности как Три Личности, единые в своей божественности. Как же драматично нам приходится сегодня осознавать, насколько наш мир — все народы и каждый человек — нуждается в познании и обращении к этому Богу-Любви, чтобы исцелить свои раны и принять Божье желание, «чтобы хорошо было тебе и твоим сынам после тебя» (ср. Втор 4,40)! Как сильно сегодня должна звучать истина о том, что единственная настоящая «власть на небе и на земле», находящаяся в руках воскресшего Спасителя, — это сила любви, а не насилия и доминирования над другими! Как для одиннадцати учеников на горе в Галилее, так и для нас сегодня звучит повеление Иисуса быть свидетелями этой истины, поскольку наша вера не может не быть миссионерской, направленной на преображение этого мира и человеческих сердец. Тот, кто явил нам лицо Бога-Отца и послал от Него дар Духа-Утешителя, обещает, что Он «с нами во все дни до скончания века». Сын Божий — наш брат и в то же время Эммануил, «Бог-с-нами», который за нас и в нас. Пусть сегодняшнее торжество поможет нам обновить нашу связь с Отцом, нашим Создателем, Сыном, нашим Спасителем, Духом, который освящает и ведет нас к пункту назначения во славе Бога, единого в Троице. Аминь.
О. Виктор Жук SJ
Свежие комментарии