+ В ночь на 10 августа в Мюнхене отошел в вечность о. Иосиф Маха, жизнь которого была связана с «русской миссией». О. Иосиф учился в «Руссикуме» в Риме, а затем преподавал там, был ректором и духовником. В 1995 г. он приехал в Новосибирск, где помог организовать иезуитский духовный центр «Иниго», в частности, занимался его библиотекой. О. Маха вернулся в Германию в 2011 г. из-за ухудшающегося здоровья и последние годы жил в доме для престарелых иезуитов.
Делимся биографией о. Иосифа в форме интервью, которое он дал в 50-летний юбилей священства в 2009 г. Вечная и светлая память!
***
ОТЕЦ ИОСИФ МАХА О СЕБЕ
Откуда Вы родом?
Я родился в 1929 г. в Силезии, области, бывшей в то время частью Германии. Мы с братьями жили в деревне, но ежедневно ездили в ближайший город Ополе в школу. После войны наша семья поселилась в Баварии. А я, сдав экзамен на аттестат зрелости в 1949 г., поступил в новициат Общества Иисуса.
Расскажите, как формировалось Ваше призвание?
Я вырос в католической семье, в которой призвание к священству расценивалось очень высоко. Нельзя сказать, что я страстно мечтал стать священником, но я не мечтал и о другом жизненном пути. В итоге случилось так, что ко времени сдачи экзамена на аттестат зрелости у меня не осталось сомнений относительно моего призвания к священству. Вместе с тем было ясно, что я не вижу себя в роли светского священника. Я увлекался книгами о других странах, а особенно – книгами об иезуитах и их миссиях. Не то, чтобы я видел себя в определенной «иезуитской роли», но я был уверен, что главное – вступить в орден, а уж там настоятели скажут, что мне делать. Первый иезуит, с которым я имел осознанный контакт, был брат-привратник дома новициата, куда я пришел просить о приеме.
Теперь я могу сказать, что не ошибся в своем выборе: я получил превосходное образование, никогда не оставался без работы и побывал во множестве чужих стран, начиная с Италии. В Вечном городе – Риме – я изучал теологию, там же, в храме «Руссикума», был рукоположен в священники в Великий четверг 1959 г.
Что привело Вас в русскую коллегию?
Затрудняюсь ответить. Здесь был целый комплекс обстоятельств и причин. Я охотно помню, как однажды мои старшие братья сказали, что у них в гимназии теперь появилась возможность изучать русский язык. Мне тогда было 12 лет, и вот, у меня возникла твердая уверенность, что в будущем я непременно займусь этим языком. Эта мысль просто поразила меня. Здесь не было никаких «почему?» или «для чего?»
Возможность заняться русским языком представилась мне в 1952 г., когда я начал трехлетний курс философии. Преподаватель курса советской идеологии предложил мне и курс русского языка. Этот человек был священником византийского обряда, он ежедневно служил Божественную Литургию. Я стал регулярно присутствовать на ней, потом начал прислуживать, и тогда мои настоятели спросили меня: не хочу ли я пойти тем же путем? Я ответил утвердительно и потому оказался в 1956 г. в Коллегии Руссикум в Риме.
Наша немногочисленная группа иезуитских студентов, готовящихся к апостольскому служению в России, проживала в иезуитском схоластикате. Здесь необходимо отметить, что Руссикум – это не учебное заведение, а семинария для белого духовенства. Мы слушали лекции вместе с ее воспитанниками, посещали воскресные и праздничные богослужения в храме Руссикума, проводили летние каникулы вместе с семинаристами на даче коллегии.
Что происходило после окончания теологии?
Последовала так называемая «третья пробация». Я проходил ее в США. В США я и остался, чтобы подготовить диссертацию по тематике общественных наук. Написанием диссертации я занимался в Нью-Йорке. В эти годы я жил в Русском центре при Фордгамском университете, а затем (последние полтора года пребывания в Америке) перебрался в украинский Греко-католический приход в городе Перт Амбой, штат Нью-Джерси. Мои штудии закончились в 1970 г. публикацией диссертации, после чего я вернулся в Рим.
Чем Вы занимались, снова оказавшись в Риме?
Здесь я целых 25 лет работал в Грегорианском университете. Я преподавал социологические дисциплины, в том числе читал курс по советской идеологии. Первые четырнадцать лет я проживал в университетском общежитии, а затем переехал в Руссикум. Я был включен в штат наставников, некоторое время был ректором Руссикума, а позднее – духовником.
Как Вы оказались в Новосибирске?
В Новосибирск я приехал в 1995 г. Мне было поручено преподавать и заботиться о библиотеке. Преподавать я давно перестал, а библиотекой до сих пор занимаюсь.
Расскажите о своих контактах с православными иерархами.
Я познакомился с некоторыми иерархами Российской Православной Церкви во время их зарубежных поездок. Однако об этом нет смысла много говорить, поскольку встречи были очень короткими, мимолетными.
Но вот с Владыкой Кириллом (Гундяевым), нынешним Патриархом, мы общались несколько раз, причем наши беседы были довольно продолжительны. В первый раз мы виделись в 1972 г., когда архимандрит Кирилл был представителем Московской Патриархии при Всемирном Совете Церквей в Женеве, а в последний – в марте 1991 г., когда архиепископ Кирилл возглавлял Отдел внешних церковных сношений.
СОБРАТЬЯ ОБ ОТЦЕ ИОСИФЕ МАХА
Говорит о. Алексей Стричек SJ:
В эти дни о. Иосиф Маха отмечает 50-летний юбилей своего священства.
Вся жизнь нашего юбиляра связана с «русским католичеством». Католичество это имеет глубокие исторические корни в Киевской Руси, когда крещеная Русь еще не была отделена от Запада. Святой Владимир занимает свое место в католическом календаре, и римский святой Алексей Человек Божий до сих пор весьма почитается в России.
Если перейти к новейшим, царским временам, то в 19 веке в России было много католических приходов. Почти в каждом важном российском городе были католические храмы, имелись школы и благотворительные учреждения. В Энциклопедии Брокгауз-Эфрон указано число католиков в каждом городе, а в Путеводителе по России указывались часы их праздничных богослужений.
С приходом советской власти Католическая Церковь подверглась преследованиям, ее священство и монашество было почти полностью уничтожено.
В те самые двадцатые годы прошлого века папа Пий XI предвидел грядущий конец коммунизма и думал о будущем: «когда Россия откроется». К тому же на Западе среди русских эмигрантов было немало католиков. Для них открывались приходы в Берлине, Вене, Праге, Риме и Париже. Среди прихожан были писатели, поэты, художники, историки и богословы.
По этим причинам Папа решил открыть в Риме семинарию для подготовки католических священников для России и для русских. В начале тридцатых годов в семинарии, названной «Руссикум», учились представители известных аристократических семейств России: Волконский, Урусов, Оболенский, Тышкевич, Шалей, Рогош, Брини, Зеленко. Учился там и ваш покорный слуга. Я поступил в Руссикум в 1934 г. После войны отец Иосиф будет там ректором, а лет через сорок – и моим настоятелем.
Будущий ректор Папской коллегии «Руссикум» – немец по происхождению. Он родился в Силезии, по окончании гимназии в 1949 г. поступил в Общество Иисуса. Пройдя курс философии, он стал заниматься русским языком, познакомился с восточным обрядом. Настоятели предложили ему жить с молодыми иезуитами, готовящимися к русскому апостольству. Они участвовали в богослужениях в Руссикуме и проводили летние каникулы вместе с семинаристами. Молодой Иосиф Маха в этой среде «обрусел» и был рукоположен во священники русского восточного обряда экзархом российских греко-католиков Владыкой Андреем Катковым. Это событие имело место в Великий четверг 50 лет назад.
Затем о. Иосиф учился в Соединенных Штатах, изучал социологию в Фордгамском университете, защитил докторскую диссертацию, посвященную проблемам украинских греко-католиков. В настоящее время готовится перевод этой книги на русский язык.
По возвращении в Рим о. Иосиф стал преподавать социологию и так называемую тогда «советологию» в Грегорианском университете, и был назначен ректором Руссикума. Там я жил под его началом, когда приезжал из Парижа читать лекции в Папском Восточном Институте.
Настоятель он был добродушный, заботливый и гостеприимный. Будучи человеком смиренным, он никогда не повышал свой голос ректора. Попросишь, выслушает, не отложит в долгий ящик, сделает. Был по-немецки аккуратным. На обед в столовую являлся точно в 12, тютелька в тютельку. На вечерню войдет в храм в семь часов ноль-ноль минут. Помню экскурсию во время пасхальных каникул. Всё аккуратно рассчитал, где и какая остановка, в котором часу обед, в каком монастыре, какие памятники нужно осмотреть. Вот только у природы был другой график. Кипарисы и пальмы стал поливать холодный дождь, так что мы один из дней этих каникул проскучали в каком-то скромном монастыре.
Будучи ректором папского учреждения, отец Иосиф общался с Ватиканскими властями, принимал также русских иерархов. Неоднократно дружески беседовал с Владыкой Кириллом, теперь Патриархом Всея Руси. Если я правильно понимаю намерения этого Патриарха, с его приходом в жизни христианских Церквей может начаться новая эпоха.
Папа Пий XI , основавший коллегию «Руссикум», предвидел, что придет время, «когда Россия откроется». И в самом деле, теперь в России открыты православные и католические храмы, монастыри. Неисследимы пути Господни, сказано в Писании. Отец Иосиф, смиренно исследуя их, шел всю жизнь по пути, который Господь указал ему через монашеский обет послушания. Так, из послушания, он решился покинуть Вечный Город и приехать в Новосибирск. Сибирь стала его новой родиной, и наш юбиляр благодарит Господа, приведшего его в страну, изучению религии и культуры которой он посвятил пятьдесят лет своей священнической жизни.
Источник интервью и фотографий: https://sib-catholic.ru/otec-iosif-maxa/
Свежие комментарии