Мф 13, 1-23
Выйдя в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге; и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат. Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле. Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Тайна Божьего Царства
Сегодня и в течение нескольких недель мы будем слушать, как Господь Иисус рассказывает о Царстве Небесном в притчах, которые передал нам евангелист Матфей. Первым делом, необходимо понять, почему именно так наш Господь рассказывает о реальности Царства: не напрямую, а через образы и аллегорию. Царство Божье – это тайна, которая, в отличие от вещей окружающего нас физического мира, недоступна нашему непосредственному восприятию. Божьи вещи требуют от нас особой способности видеть и понимать то, что скрыто от прямого взгляда, но в то же время духовное измерение не отделено и не отрицает материальную реальность, но раскрывает ее истинное значение и глубину. Поэтому в притчах Господь Иисус использует образы, знакомые нам из повседневной жизни, и начинает свое учение, обращая внимание на процесс, который не только необходим для жизни, но и говорит о самой сути жизни: процесс посева и плодоношения семени.
Мы не можем «обладать» тайной Царства, потому что в конце концов она связана с тайной самого Бога, но эта тайна тем не менее присутствует, действует, ищет воплощения в нашей реальности.
Сегодняшняя притча о сеятеле и семени, которое он сеет, говорит именно о том, как Бог обращается к человеку, как Он желает наполнить нашу жизнь Своими дарами. Что конкретно для нас означают зерна, которые так щедро разбрасывает сеятель? – Бог говорит с нами через каждую ситуацию нашей жизни, если мы готовы и способны слышать Его. «Слово о Царствии», которое скрывается за образом семени, как объясняет сам Господь Иисус, – это не просто прочитанные или услышанные слова Святого Писания, катехизиса или «Закона Божьего». Прежде чем мы могли услышать и понять библейские тексты, Господь уже давно действовал в нашей жизни, начиная с дара самой жизни и не переставая ни на минуту. Библия, слова про историю спасения, дает нам «ключи» для понимания того, как Бог действует в человеческой реальности, но «семена», которые Бог сеет в нашей конкретной истории, неисчислимы. Следует напомнить, что на иврите «слово» (dabar) – это не только то, что произносится устно или каким-либо образом записано, но и «случай, событие», факт реальности.
Умение «прочитать», услышать это слово, с которым Бог неустанно обращается к нам, – это истинная мудрость жизни.
Карта сердца
При объяснении сегодняшней притчи в Евангелии главный акцент ставится именно на умении слушать и слышать. Помним, что основная молитва в еврейской традиции, взятая из Книги Второзакония, начинается со слов «Слушай, Израиль…» Иисус называет счастливыми учеников, которые имеют возможность слышать то, что хотели услышать пророки и праведники. Но просто слушать – это еще не все. Давайте еще раз обратимся к языку Ветхого Завета: глагол «слушать, слышать» также переводится как «слушаться, быть послушным»; иначе говоря, «воплощать» услышанное, чтобы слово действительно стало событием (dabar). Через описание различных видов почвы Господь Иисус утверждает, что человек не всегда может услышать слово Божье, и даже если слышит, не всегда принимает это слово и сотрудничает с ним. Эта истина, содержащаяся в образах притчи, безусловно, относится к жизни каждого и каждой из нас. Нам нужно знать «карту нашего сердца», мы нуждаемся в умении честно смотреть на то, в каких сферах нашей личной реальности слово, которое Бог обращает к нам, падает на твердую, «утоптанную» (высокомерную?) почву и не может проникнуть внутрь; где почва неглубокая и зерно не способно пустить корень, чтобы иметь стабильность и прочность; где «забота века сего и обольщение богатства» заглушают действие Божьей благодати и делают нашу жизнь бесплодной.
И еще более важно уметь замечать и хвалить Бога за то, что Божий дар действует в нашем сердце и приносит плоды в послушании Божьим заповедям, в искренних усилиях, в бескорыстных отношениях, в способности делиться с другими…
Если мы ищем критерий, согласно которому хотим проверить, приносит ли наша жизнь “урожай” Божьей благодати, стоит вспомнить список плодов Святого Духа согласно св. Павлу: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5,22-23). Осознание же правды о тех сферах, где зерно не приносит плода, – это не приговор, а приглашение начать работать на нашем поле день за днем. Иисус обращает к нам свое слово не для того, чтобы осудить, а чтобы призвать нас к действию – с Его же помощью. Господь не перестает сеять, и каждый день Сеятель снова выходит на поле нашей жизни.
Семя – символ Пасхи
Притча – это жанр, который приглашает к задействованию нашего воображения, к личному взаимодействию с образами, содержащимися в ней. Чаще всего мы воспринимаем сегодняшнюю притчу как историю о пшенице, но, возможно, исходя из нашего опыта нам будет ближе образ какого-то другого растения. В любом случае, мы можем позволить вдохновению Духа говорить с нами, даже выходя за пределы объяснения, которое мы находим в Евангелии. Есть ли на моем поле какой-то особый вид почвы?.. Или «тернии» для меня – это не «заботы века сего», а, например, все те вещи, которые отвлекают мое внимание от главного и крадут драгоценное время?..
Семя – это символ, который содержит глубокую правду о самой сути нашей жизни.
В Евангелии от Иоанна Иисус развивает образ семени, говоря: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12,24). Эти слова указывают на Пасхальную Тайну смерти и воскресения, через которую вскоре должен был пройти Господь Иисус: поддаться смерти, как любой человек, чтобы найти новую, нетленную жизнь. Благодаря воскресению Иисуса наше существование в этом мире приобретает совершенно новое качество – надежду на славу и вечность вместе с нашим Господом. Как семя, мы должны умереть, чтобы принести плод в вечности. Эта смерть не только физическая, но, в первую очередь, смерть «ветхого человека», который находится в рабстве зла и греха, который ограничен перспективой этого мира и отделен от Божьей благодати своим эгоцентризмом. Да примем мы сегодня семя Божьего слова в нашей жизни, принося в сотрудничестве с водой и светом Его благодати плоды вечности.
Виктор Жук SJ
Фото автора
Свежие комментарии