Мф 16, 21-27

В то время: Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её. Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его.

«Блажен ты Симон, сын Ионы» – слышали мы в прошлое воскресенье слова Иисуса, обращенные Петру в ответ на его исповедание, что Иисус – это Помазанник, Сын Бога живого.

«Уйди от меня, сатана» – слышим мы сегодня слова того же Иисуса тому же Петру. Что случилось? Как возможен такой контраст в реакции Иисуса? Когда в Евангелии звучат резкие слова из уст Иисуса, это верный признак того, что наш Господь хочет сказать своим ученикам, или народу – и также нам сегодня – что-то по-настоящему важное, и именно в этом дело: сегодня Иисус учит нас, вместе с Петром, чему-то радикально важному для нашей жизни как христиан, как тех, кто следует за Ним.

Что же это за урок? – Иисус непосредственно продолжает речь, которую мы слышали в прошлое воскресенье: да, говорит Он Петру, ты правильно сказал, что Я – Христос и Сын Божий. Но для того чтобы совершить дело спасения, Мне придется страдать, и не просто умереть, а умереть унизительной смертью, надо Мной будут издеваться, и при этом будут думать, что они делают самое угодное Богу дело!            И тут Петр вмешивается, и он делает это из самых лучших побуждений: «Боже упаси! Да не случится этого!» Петр проявляет естественную человеческую реакцию, и ссылается на Бога: как Бог может допустить такое? У Петра на уме другой план, и, если помните, он попробует его ввести в жизнь, когда с мечом будет защищать Иисуса при Его аресте. Думаю, нам самим тоже стоит признать, что мы не понимаем до конца логику действий Иисуса, и соответственно логику Бога, который не отвечает насилием на насилие и не истребляет грешников – потому что если бы было так, то человечество давно бы уже не существовало. Нам хотелось бы, чтобы Бог наконец-то навел порядок, но мы не понимаем, что без нас, без нашего участия Бог этого не сделает. Поэтому у нас есть свой альтернативный план, и в этом плане нет чего-то очень важного – креста. «Тот, кто хочет идти за Мною, пусть отречется самого себя, возьмет свой крест и следует за Мной». То, чего Иисус требует от учеников, Он сам сперва пережил, прошел через это. Путь к воскресению лежит через крест, и Бог Отец воскресил Иисуса именно потому, что Христос умер так, не стараясь избежать креста и не отвечая насилием на насилие, а приняв на себя грех всего мира, став жертвой греха. Но жизнь и любовь Божья сильнее смерти, и поэтому сам воскреснув, Христос и нам дает веру и надежду на воскресенье. Однако для этого нам надо быть с Ним, идти за Ним. И этот путь включает крест.

Конечно, в нашей жизни мы не несем деревянный крест, но что же тогда этот крест для нас? Каждому и каждой из нас сегодня стоит спросить у Господа: в чем заключается мой крест, который я должен/должна нести, чтобы по-настоящему (а не понарошку) идти за Тобой? Ответ на этот вопрос очень личный, его нельзя «списать» из чьей-то тетрадки. Для кого-то это тяжелые семейные обстоятельства, насилие или алкоголизм близких, разбитые семьи, агрессивные и несправедливые отношения на работе или с соседями, тяжелое экономическое положение… Это могут быть наши собственные недостатки, грех, от которого не можем избавиться, наша зависимость, неумение прощать, примиряться и любить по-настоящему… Иисус нес на себе чужой грех, и мы также носим в себе последствия греха – и своего, и чужого. И это всё было бы очень печально, или скорее очень трагично и безвыходно, и безбожно, если бы за этим не следовало воскресенье. Петр, слушая Иисуса, по всей видимости услышал только первых два слова: «страдать и умереть», и не обратил внимание на третье: «воскреснуть». Для того чтобы воскреснуть, т.е. восстать из мертвых, нужно умереть. Вспомним еще раз: «Кто потеряет свою жизнь ради меня, обретет её». Мы на самом деле уже умерли вместе со Христом в нашем крещении. Св. Павел так говорит и добавляет, наверное, чтобы еще конкретнее выразить эту истину: мы умерли и погребены со Христом (ср. Рим 6,4). Что это значит? – Мы умерли для «старой жизни», жизни по стандартам этого мира, или, скорее, нам нужно постоянно «умирать» для этого мира, чтобы Дух Святой, Дух Христа, действовал в нас и мы жили новой, воскресшей жизнью. Но в нас продолжает жить также и «старый человек» (как говорит тот же ап. Павел) – и поэтому Павел призывает: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего», т.е. становитесь все больше и больше похожими на Христа. И никто не говорит, что это легко и что мы можем этого достичь сами. Но если мы хотим зрелых, взрослых отношений с Богом, нам необходимо учиться этому  – и бороться. В первом чтении мы слышали пример такой борьбы: пророк Иеремия восклицает «слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: “не буду я напоминать о Нём, и не буду более говорить во имя Его”». Иеремия в определенный момент отказывается далее провозглашать Слово Божье людям, потому что все с него только смеются, никто его не хочет слушать и принимать. Но слышим далее: «Но было в сердце моём, как бы горящий огонь», т.е. Бог не оставляет Иеремию одного, хоть ему все равно будет трудно.

И может быть что самое главное, нам нужно осознать и по-настоящему принять, что крестный путь Иисуса – это единственный путь любви. У нас может быть некое восторженное понятие о любви, как о чувстве влюбленности между молодоженами. На самом деле любовь – это труд, это усилие – усилие к прощению, к примирению, к мягкому обхождению, и т.д. (можно перечитать гимн любви св. Павла, 1 Кор 13) – но прежде всего это принятие Божьей любви к нам, таким какие мы есть, со всеми нашими недостатками, несовершенствами и грехами – потому что если не примем этой любви, сами по себе мы не можем по-настоящему любить.

Поэтому слыша сегодня эти слова Евангелия Иисуса, осознаем перед Богом – и вместе с Богом, а не сами по себе придумаем – в чем же заключается наш крест в жизни, но также попросим Бога, чтобы дал нам понять каков наш путь любви, и примем Божью любовь, для того чтобы дарить её другим.

 О. Виктор Жук SJ 

Фото: Виталий Полиневский / catholic.by