Мф 20, 1-16

В то время: Иисус сказал ученикам Своим следующую притчу: Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой. Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно. И им сказал: «идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, дам вам». Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: «что вы стоите здесь целый день праздно?». Они говорят ему: «никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, получите». Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых». И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию. И, получив, стали роптать на хозяина дома, и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной». Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своём делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Так будут последние первыми, и первые последними.

Божья справедливость – не бухгалтерский расчет

«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь». Слово Божье неустанно заставляет нас задуматься о привычных для нас категориях, которыми мы измеряем нашу реальность и отношения. Сегодняшняя притча Иисуса снова затрагивает тему справедливости, на этот раз в ее «денежном», материальном измерении. «Что следовать [в оригинале: “что справедливо”] будет, получите», – говорит хозяин, который нанимает работников для своего виноградника, но его поведение вызывает вопросы не только у тех, кто получил такую ​​же зарплату за полный рабочий день, как и наемники последнего часа, но и у нас, сегодняшних слушателей.

Что это за справедливость? Каким критерием руководствуется хозяин, рассчитываясь с работниками таким образом?

Очевидно, речь не о «дистрибутивной» (распределительной) справедливости, которая напрямую зависит от заслуги или выполненной работы и к которой мы привыкли не только в рабочих, но очень часто и в других отношениях. Божий критерий вознаграждения не основывается на сухом бухгалтерском учете. Источником Божьей справедливости является Его благость, Его милосердная любовь, о которой в очередной раз напоминает нам пророк Исайя: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу […] ибо Он многомилостив». Щедрость Господа по отношению к нам всегда предшествует любым нашим усилиям, любым заслугам перед Ним.

В заботе о человеческом достоинстве

Стоит попытаться глубже понять, почему владелец виноградника, через поведение которого Иисус метафорически говорит о том, как действует Бог, поступает именно так: дает динарий каждому работнику, независимо от времени его работы в винограднике. Прежде всего, нужно знать, что динарий был стандартной заработной платой за рабочий день наемника, и в то же время это был «прожиточный минимум» на один день для бедной семьи. Работник, не принесший домой такую ​​минимальную сумму, был не в состоянии обеспечить свою семью самым необходимым – тем, что позволяет человеку жить достойно. Поэтому хозяин, заплативший динарий даже тем, кто не работал полный рабочий день, заботится не о соблюдении стандартов «дистрибутивной справедливости», а о человеческом достоинстве рабочих и их семей. Наш Небесный Отец желает, чтобы каждый из Его детей имел возможность жить достойно. Более того, Он особенно заботится о восстановлении утраченного достоинства там, где человек его лишен.

Поэтому каждое наше усилие по защите достоинства детей Божьих будет иметь большую ценность в глазах Бога.

Чтобы иметь возможность приложить такие усилия, мы должны прежде всего глубоко почувствовать собственное достоинство, которое основано не на наших достижениях или уровне заработной платы, не на том, как мир оценивает нас, а на нашей принадлежности к Богу и семье детей Божьих.

Каждая притча Иисуса о Царстве Божьем имеет эсхатологическое измерение, ибо только в будущем мире мы сможем полностью насладиться наградой, которую «приготовил Бог любящим Его», ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку». (1 Кор 2,9). Но вечная жизнь начинается для нас уже здесь, в этой реальности, благодаря нашей вере – нашей живой связи с Воскресшим Иисусом, пребывая в которой мы учимся воспринимать реальность и вести себя так, как Он это делал.

Великодушное сердце – единственный путь принять награду

В притче Иисуса работники, которые работали весь день, жалуются, что хозяин обращается с ними несправедливо по сравнению с теми, кто работал только один час. «Или глаз твой завистлив от того, что я добр?» – спрашивает их хозяин. Сравнение себя с другими, своих способностей с талантами другого, своих материальных возможностей с заработком соседа – все это может лишить нас радости и удовольствия от того, кто мы есть и как много нам дано.

Стоит делать все возможное, чтобы избавиться от нездорового чувства собственной ущербности, порожденного завистью к другим.

Стоит просить Отца о духовном даре умения радоваться истинному богатству других, потому что то, что они имеют, не отнимает у меня, а, наоборот, способствует нашему общему делу. На нашем пути к Царству великодушие сердца – необходимое качество, позволяющее нам принять награду, которая уже есть в нашей жизни и которая будет полностью раскрыта в надлежащее время. Иначе никакая плата не удовлетворит больное желание иметь то, что есть у моего ближнего.

Наша награда уже с нами, если мы умеем ее «брать», обращаться к ней. В перспективе веры любая работа, любое усилие, какими бы трудными или неприятными они ни были, приобретает ценность в Царстве Божьем, когда мы посвящаем их Богу. Если то, что мы делаем, воспринимается не как бремя или наказание, а как возможность, с Божьей помощью, добавить сегодня кирпичик в Царство Небесное – и позволяем такой перспективе придать реальный смысл и удовлетворение всей нашей жизни – наша награда уже с нами. Пусть сегодня Господь обновит в нас благодарность за то, что мы призваны работать в Его винограднике к вящей славе Божьей. Аминь.

 О. Виктор Жук SJ