Контркультурное послание Папы Франциска: «Хороший католик вмешивается в политику»

Было бы трудно поделиться более контркультурным посланием, чем заявление Папы Франциска в его проповеди 2013 года: «Хорошие католики вмешиваются в политику, делая все возможное, чтобы те, кому дана власть, могли хорошо управлять», — сказал он. «Политика, согласно Социальному учению Церкви, является одной из высших форм любви, поскольку она служит общему благу. Нельзя ведь просто умыть руки? Мы все должны что-то дать!»

Задумаемся над тем, что предлагает здесь Папа Франциск: участие в политической жизни не только полезно, но и является одной из «высших форм любви». Любовь в контексте братской помощи и милосердия (лат. caritas) — наивысшая богословская добродетель. Таким образом, Папа Франциск говорит, что политика — один из самых важных способов любить Бога через активную и конкретную любовь к ближнему. Католики призваны участвовать в политике — и даже «вмешиваться» (!) – вместо того, чтобы изолироваться и избегать сложность политической повестки.

Существует довольно сильный контраст между обнадеживающим тоном Святого Отца и некоторыми эпитетами, которые сегодня часто сочетаются со словом «политика» — такими как поляризованная, неэффективная, грязная или даже безнадежная.

Было бы справедливо задаться вопросом, действительно ли Папа Франциск имел в виду то, что сказал.

На самом деле позитивный взгляд Папы Франциска на то, какой может быть политика, с католической точки зрения, не нов и повторяет тему, отраженную во всех папских трудах за последние 125 лет, например, в энциклике Папы Иоанна Павла II «Evangelium Vitae »(«Евангелие жизни»): «Защита и поддержка человеческой жизни — проявления удела в царской миссии Христа, и поэтому они должны иметь характер служения любви, выражающегося личным свидетельством, различными формами добровольной работы, общественной деятельности и политической активности» (EV, 87).

Их общее видение политики как ценности отражает католическое учение о важной роли правительств на всех уровнях в защите человеческого достоинства и продвижении общего блага. Кроме того, Папа Франциск и его предшественники рассматривали широкое определение политики, выходящее за рамки борьбы между партиями. Они подразумевают способы объединения местного, национального и даже глобального сообщества для принятия решений относительно сосуществования. Несмотря на общее печальное положение нашей нынешней политической жизни, выражение духа веры в общественной сфере через такие действия, как законодательный процесс в конкретных случаях, организация людей и голосование, может иметь большое значение для нашего следования за Иисусом как Его учеников. Почему? Потому что гражданское участие — один из эффективных способов соблюдать евангельское повеление Христа кормить голодных, поить жаждущих, принимать путников, одевать нагих и заботиться о больных и узниках (ср. Мф 25: 31-46). С одной стороны, мы кормим голодных в нашем служении и инициативах, удовлетворяя индивидуальные потребности людей по мере их возникновения. Однако мы также хотим достичь корней социальных проблем и попытаться изменить системы и структуры, чтобы люди больше не испытывали голод. Такая задача требует участия в политике.


Мы стараемся найти Бога во всем, включая политику

«Вы воздаете хвалу Господу перед едой. Хорошо», — пишет Гилберт Кит Честертон в своем размышлении, созвучном утверждению св. Игнатия Лойолы, что Бог живет во всем. — «Однако я благословляю Бога перед концертом и оперой, благословляю перед спектаклем и пантомимой и прежде, чем открою книгу; благословляю Его перед тем, как сделать эскиз, начать рисовать, плавать, фехтовать, боксировать, гулять, играть, танцевать и благословляю перед тем, как опустить перо в чернильницу». Мы можем добавить в этот список свою политическую жизнь, уверенные в непрекращающемся действии Бога в мире, даже если мы не всегда помним об этом или когда присутствие Бога не сразу бывает очевидно.

Если наша гражданская активность остается открытой поиску Бога в политической суете, то она будет отличаться от того темного духа, который мы часто встречаем в новостях и социальных сетях. Возможно, мы смогли бы достичь таких же плодов, какие достигаются ежедневным испытанием совести: более глубокая благодарность, более глубокое осознание Бога в неожиданных местах, смирение в признании собственных недостатков в сочетании с доверием к сострадательному Божьему милосердию, которое помогает нам возрастать. Это все дары Святого Духа, которые принесли бы большую пользу политической жизни.

Преданное желание искать Бога во всем — вот что в первую очередь приводит нас в политическую жизнь.

Основой нашего гражданского участия является признание достоинства каждого человека, ведь каждый из нас создан по образу Божию и носит в себе лик Христа: с момента зачатия вплоть до естественной смерти и на всех этапах между ними.

Для размышления и обсуждения:
Кажется, что политика — непростое место для поиска Бога. Какие молитвы и духовные практики могут помочь мне увидеть Бога, действующего в этой сфере?


Игнатианская семья, беря на себя миссию примирения и содействия справедливости, руководствуясь четырьмя глобальными апостольскими приоритетами, может внести важный вклад в политическую жизнь

Хотя Католическая Церковь не имеет своей собственной политической программы, поскольку является зачатком Царства Божьего на Земле, однако существуют определенные принципы, которыми христианин должен руководствоваться в своей общественной жизни, в том числе принимая активное участие в политике.

 Призыв Папы Франциска практиковать нашу веру в общественной жизни глубоко резонирует с игнатианскими ценностями: мы стремимся быть «женщинами и мужчинами для других людей», особенно для тех, кто оказался на обочине общества. 36-я Генеральная Конгрегация Общества Иисуса, прошедшая в 2016 году, призывала иезуитов и светских сотрудников работать вместе на благо примирения и содействия справедливости, ибо «мы слышим, как Христос вновь призывает нас к служению справедливости и миру». Нас вдохновляют поколения иезуитов, начиная от святого Игнатия и его первых сподвижников, которые стремились жить как «созерцатели в действии», опираясь на свою веру, чтобы активно участвовать в жизни этого мира, а не отступаться от него.

Участие в общественной жизни, вдохновленное этими ценностями и нашей верой в Бога, который особенным образом опекает самых нуждающихся, дает возможность внести положительный вклад в политику.

Наши размышления о политической активности формируются глобальными апостольскими приоритетами (ГАП) — четырьмя ориентирами для служения иезуитов. Плоды многолетнего процесса распознавания во всем Обществе Иисуса, одобренные Папой Франциском и обнародованные Генеральным настоятелем о. Артуро Соса SI, апостольские приоритеты — это хорошая основа для размышления и практики нашей веры в публичном пространстве.

Вот четыре глобальных апостольских приоритета:

  1. Сопровождение в духовном распознавании и духовных упражнениях.
  2. Пребывание рядом с отверженными, бедными, беззащитными, оставленными, кого общество считает недостойными, — служа примирению и справедливости.
  3. Забота о нашем общем доме.
  4. Сопровождать молодежь на пути к полному надежды будущему.

Перечисленные ГАП дают понять, что могут многое предложить общественной жизни, и мы будем обращаться к ним, чтобы рассуждать об участии в политическом процессе в игнатианском духе. Пусть они побудят к разговору и возрождению искреннего интереса к гражданской активности в игнатианской семье, начиная от школ, колледжей и университетов, заканчивая приходами, социальными центрами и провинциальными учреждениями, иезуитскими сообществами и всеми другими видами служения, которые черпают вдохновение в иезуитской традиции.

Вопрос для размышления: что для меня значит быть призванным публично проживать свою веру?


Мы слушаем отверженных и читаем знаки времени

Это «двойное слушание» формирует нас, наши политические приоритеты и действия.Желание работать на благо социальной справедливости в политической деятельности рождается из тесных отношений с бедными и уязвимыми людьми.

Дружба меняет нас, и мы не можем просто помогать, а желаем работать вместе, чтобы изменить социальные структуры, угнетающие наших друзей.

В Книге Исхода Бог слышит вопли израильтян, находящихся в неволе и ради них вмешивается в историю. Особая любовь Бога к угнетенным всегда должна быть в нашем сердце и разуме, формируя наши политические приоритеты. Мы оцениваем экономику по тому, как она обслуживает не верхнюю прослойку общества, а материально бедных людей.

В своей книге «Спутники Христа: игнатианская духовность в повседневной жизни» Маргарет Силф пишет о широком и внимательном слушании окружающего мира через «чтение знаков времени».

«Чтение знаков времени, — пишет Силф — подразумевает вхождение в соприкосновение с невидимыми течениями, скрытыми непосредственно под поверхностью общества, и распознавание на том глубинном уровне, что ведет нас к более полной человечности, а что ее умаляет.

Каждый из нас — потенциальный мистик и пророк.

Мистик чувствует, что на самом деле происходит под поверхностью вещей, замечает божественное среди обычного и видит других людей глазами Бога. Пророк соединен с видением мистика, бросает вызов всему, что угрожает изуродовать движение человечества к полноте жизни, и поддерживает все, что возрождает и укрепляет это движение.

Образ мистика и пророка внутри нас перекликается с решением иезуитов быть«созерцателями в действии». Мы видим лик Христа в тех, кто страдает на обочине общества, и обращаем пристальное внимание на общественные силы, которые формируют наши сообщества. Исходя из этого двойного слушания мы определяем свои политические приоритеты. А распознавание ведет нас к пророческой деятельности».

Для размышления и обсуждения:
Какие общественные силы сегодня больше всего угрожают человеческой жизни и достоинству? Как я могу повлиять на них — в своей жизни и в жизни сообщества через сотрудничество с другими людьми?

Согласно: jesuits.org / перевод и адаптация: Тереса Климович / jezuity.by / Catholic.by