Это письмо – одно из последних, написанных Франциском Ксаверием на острове Шанчуань, где он отойдет ко Господу полтора месяца спустя. Он прибыл на этот остров, желая попасть в Китай, чтобы проповедовать там христианскую веру. Ксаверий не только описывает обстоятельства пребывания в месте, ставшем его последним земным пристанищем, но и делится своими размышлениями и мечтаниями о миссии, открывая нам свое сердце апостола Христа.
Отцу Франсиско Пересу в Малакку
22 октября 1552 г.
По милости и благости Бога, Господа нашего, корабль Диого Перейры и все мы, плывшие на нем, благополучно прибыли в эту гавань Санчао (Шанчуань), где мы встретили множество других торговых судов. Эта гавань расположена в тридцати лигах от города Кантао (Кантон, или Гуанчжоу). Многие купцы из Кантао приезжают сюда, в Санчао, чтобы торговать с португальцами. Португальцы усердно старались разузнать, не захочет ли меня взять на свой корабль кто-то из кантонских купцов. Все извинялись, говоря, что подвергали бы свою жизнь и имущество огромному риску, в случае если губернатор Кантао узнает, что они взяли меня с собой; и из-за этого они ни за какие деньги не хотели брать меня на своих кораблях в Кантао.
Богу, Господу нашему, было угодно, дабы один достойный человек, живущий в Кантао, предложил взять меня за две сотни крузадо на маленькой лодке, в которой не было бы никаких моряков, кроме его сыновей и слуг, чтобы губернатор Кантао случайно не узнал от моряков о том, кто из купцов привез меня. Затем он предложил спрятать меня в своем доме на три или четыре дня и однажды утром перед рассветом отвезти меня с моими книгами и багажом к городским воротам, чтобы я мог немедленно отправиться оттуда в дом губернатора и сказать ему, что мы направляемся к китайскому императору, показав ему письмо, полученное нами от его превосходительства епископа для императора Китая, и сказав ему, что его высочество послал нас провозглашать Закон Божий.
Согласно тому, что говорят нам жители этой земли, нас могут поджидать две опасности: во-первых, человек, который заберет нас, как только ему заплатят двести крузадо, оставит нас на каком-нибудь необитаемом острове или бросит нас в море, чтобы про это дело не узнал губернатор Кантао; во-вторых, если он отвезет нас в Кантао и мы доберемся до губернатора, тот прикажет подвергнуть нас пыткам или бросит нас в тюрьму, потому что – странная вещь – в Китае существует множество запретов, согласно которым ни один человек без имперского пропуска не должен там появляться, т.к. император категорически запретил иностранцам прибывать на его земли без его разрешения. Помимо этих двух опасностей, есть и другие, гораздо более серьезные, которые не связаны с жителями этой страны и о всех них рассказывать очень долго, однако я упомяну некоторые из них.
Первая – это перестать надеяться и полагаться на Божью милость, ведь именно ради Его любви и служения мы собираемся провозглашать Его закон и Иисуса Христа, Его Сына, нашего Искупителя и Господа, как Он хорошо знает. Поскольку по своей святой милости Он дал нам эти желания, не полагаться на Его милость и силу сейчас из-за опасностей, в которых мы можем оказаться из-за служения Ему, – это гораздо большая опасность (ибо, если мы будем служить Ему больше, Он защитит нас от опасностей этой жизни), чем зло, которое могут причинить нам все Божьи враги, ибо без воли и позволения Бога дьяволы и их слуги не могут причинить нам вреда.
И мы также должны укреплять себя словом Господа, Который говорит: “Любящий свою жизнь в этом мире потеряет ее, а тот, кто потеряет свою жизнь ради Бога, обретет ее”, что соответствует тому, что и Христос, наш Господь, говорит: “Тот, кто взялся за плуг и оглядывается назад, не пригоден для Царствия Божьего”.
Смотря на эти опасности для души, которые намного больше, чем те, что угрожают телу, мы полагаем, что надежнее и безопаснее будет пройти через телесные испытания, чем впасть в духовную опасность перед Богом. Поэтому мы полны решимости любой ценой направиться в Китай. Я надеюсь в Боге, Господе нашем, что плод нашего путешествия будет увеличен нашей святой верой, независимо от того, как сильно враги и их слуги преследуют нас, ибо “если Бог за нас, кто против нас?”
Когда корабль отправится из этого порта Санчао в направлении Малакки, я имею надежду в Боге, Господе нашем, что он принесет известие о том, как нас приняли в Кантао, поскольку из Кантао в этот порт всегда ходят лодки, через которые я смогу написать, что мы пережили до Кантао, и как с нами обошелся губернатор Кантао.
<…>
Когда мы прибыли в Санчао, мы построили церковь; и я служил Мессу каждый день, пока не заболел лихорадкой. Я болел пятнадцать дней; теперь, благодаря милости Бога, мое здоровье поправилось. Не было недостатка в духовной работе, такой как исповеди, посещение больных и примирение врагов. Теперь я не знаю, что еще сказать вам, кроме того, что мы полны решимости отправиться в Китай. Все китайцы, которых мы видели, я имею в виду уважаемых торговцев, выражают радость и желание, чтобы мы приехали в Китай, потому что им кажется, что мы приносим закон, написанный в книгах, который будет лучше их, или потому что он им нравится всё новое. Они показывают, что рады нашим устремлениям, но никто не хочет брать нас из-за опасности, которая может их постигнуть.
<…>
Я каждый день жду китайца, который должен приехать из Кантао и взять меня с собой. Да будет угодно Богу, чтобы он появился согласно моему желанию, потому что если Бог этого не хочет, тогда я не знаю, что мне делать: ехать ли в Индию или же в Сяо, чтобы там присоединиться к посольству, которое король Сяо пошлет к императору Китая. Я пишу это вам, чтобы вы могли сообщить Диогу Перейре, что если он в Китае и найдет способ написать мне в Сяо, пусть он напишет, чтобы мы могли встретиться там или в другом китайском порту. Поддерживайте тесную дружбу с Диогу Перейрой как в Малакке, так и в Индии, прежде всего доверяя его Богу, а затем помогая ему любым другим способом, поскольку он является любезнейшим другом Общества.
Да дарует нам Христос, наш Господь, Свою помощь и благодать. Аминь.
Из Санчао, сегодня, двадцать второе октября 1552 года.
Всецело твой во Христе,
Francisco
Свежие комментарии