«Бог рождает в тебе Своего Сына, нравится тебе это или нет, спишь ты или бодрствуешь; Бог творит Свою волю. Тот факт, что человек не осознает этого, — вина человека, вкус которого настолько испорчен из-за потребления земных вещей, что он не может вкушать Божью любовь». Майстер Экхарт, Проповедь II: Близость Царства

Автор приведенной выше цитаты — немецкий философ и доминиканский монах Майстер Экхарт, живший в конце ХІІІ — начале XIV века. Несмотря на то, что в современном контексте язык кажется устаревшим, суть, на мой взгляд, соответствует сегодняшнему дню.

В нашей культурной среде часто господствует отвлечение внимания. Мы живем в мире Instagram и Snapchat. Названия этих приложений для социальных сетей указывают на их довольно требовательный характер (среди прочего, слово instant означает мгновенный, неотложный, snap – щелчок, быстрое перемещение). Хотя общение является жизненно важной частью человеческого опыта, постоянные запросы социальных сетей могут свести общение к отвлеченности внимания, если этим не управлять. От чего отвлекается внимание? От вкушения Божьей любви?

Наши телефоны и приложения для соцсетей являются частью культуры и прекрасно связывают людей, но они также представляют угрозу для сосредоточения. Есть соблазн постоянно переключаться на что-то новое, новую идею, новое изображение, какую-то новую тенденцию, новое видео и ещё на миллион других способов отвлечь внимание в телефоне. Привыкание к стимуляции, которую мы получаем при прокрутке ленты, может сделать опыт “замедления” (т.е. тишину и молитву) почти невыносимыми из-за отсутствия динамики или из-за того, что мы не можем нажать кнопку, чтобы ускорить процесс.

Мы живем в культуре, в которой за наше внимание каждые пять минут конкурируют соцсети, новости и предложения онлайн-продаж. И все это доступно через небольшое устройство в наших руках. Такие сообщения вызывают в нас желания, а затем предлагают способы их удовлетворить. Как в свое время заметил философ Аристотель: «По самой своей природе желание заключается в том, чтобы быть удовлетворенным, и большинство людей живут только для его удовлетворения».

Вопрос, который меня беспокоит в последнее время: насколько я свободен от телефона? Поэтому я решил понаблюдать за собой и заметил, что использую телефон, чтобы проверять новости или трансферы в мире футбола или посмотреть, есть ли хорошие предложения в некоторых из моих любимых магазинов. У меня возникло искушение купить больше книг, хотя у меня все еще есть те, к чтению которых я даже не приступил. Затем идут короткие видеоролики, например, в «ТикТок», интересные и креативные, однако, поскольку они длятся всего около тридцати секунд, я тут же перехожу к следующему видео. Даже не осознавая этого, я заранее решаю, что просмотр видео продолжительностью более нескольких минут займет слишком много времени. Потребность в чем-то новом, в чем-то немедленном растет. Автоматически, как будто отвечая на звонок, я беру трубку, чтобы проверить наличие уведомлений или выйти в Интернет. В ходе своих наблюдений я заметил, что это отнимает у меня энергию, я утомляюсь после просмотра сайтов и лент социальных сетей.

Затем вопрос перерос в поиск ответа: почему я трачу столько времени на удовлетворение своих желаний и стремлений вместо того, чтобы наслаждаться свободой и ощущать вкус жизни? Что я упускаю? Насколько я спокоен, когда не проверяю свой телефон? Настойчивые «толчки» из социальных сетей и рекламные сообщения в телефоне кажутся такими всеобъемлющими и постоянно пытаются пробудить желание, которое не может быть полностью удовлетворено. В таких условиях жизнь превращается в попытку удовлетворить или облегчить бесконечное желание. В чем и как это меняет меня?

Вот так стали для меня актуальными слова Майстера Экхарта. Неужели в своем техническом прогрессе мы настолько испортили свои чувства, что наша способность наслаждаться Божьей любовью уменьшается из-за того, что телефоны постоянно отвлекают на себя внимание? Работая с молодыми людьми, я увидел, что понятие тишины не имеет для них смысла. Похоже на то, что молодые люди не только считают тишину контрпродуктивной для достижения счастья, но также тратой драгоценного времени. Такое отношение делает практически невозможным опыт чувствования Божьей любви через молитву и тишину.

Тишина становится тем, чего следует избегать, потому что она считается не только непродуктивной, но и приносит дискомфорт, поскольку человек начинает тосковать по обычным способам переключения внимания.

Джеральд Мэй, психолог и автор трудов по духовности, в своей книге «Зависимость и благодать: любовь и духовность в лечении зависимостей» писал: «Св. Августин однажды сказал, что Бог всегда стремится дать нам хорошие вещи, но наши руки слишком заняты, чтобы принять их. Когда наши руки заняты, они заполнены тем, от чего мы зависим. И не только руки, но и сердце, разум и внимание завалены различными зависимостями. Наши зависимости заполняют пространство внутри нас, пространство, в которое могла пролиться Божья благодать». Мэй использует слово «зависимость», которое мы чаще всего встречаем в контексте наркомании. Но он в основном определяет это понятие как потерю свободы. Слово «зависимость» кажется слишком сильным, поэтому, возможно, здесь следует также иметь в виду «пристрастие, привязанность».

Между тем, хоть я и не против соцсетей, но — следует признать — пользуюсь своим телефоном слишком много. Думаю, метафора наших занятых рук, неспособных принять благодать, как никогда меткая сегодня. Телефоны и медиа важны, они помогают нам оставаться на связи, и во время недавнего локдауна мы были особенно благодарны за это. Но мой личный опыт изоляции и использования телефона заставил меня задуматься. Я задаюсь вопросом, не случилось ли, что наша привязанность к телефонам и всему, что они предлагают, заполнила наши умы, сердца и пространство, где в противном случае могла бы поселиться благодать? Неужели вместе со значительным развитием технологий мы обеднели духом?

Как среди такой рассеяности мы можем должным образом услышать духовные или богословские идеи, требующие определенного времени концентрации, размышления и обдумывания, прежде чем превратиться во что-то более глубокое? Нелегко заметить и осознать момент, когда телефон становится чем-то, что нужно иметь, а не тем, что можно спокойно взять или отложить. Не слишком ли заняты наши руки, чтобы увидеть дары, которые Бог хочет дать? Этот вопрос стал для меня вызовом, и по мере того, как я пытался справиться с ним, я открыл Божье приглашение двигаться к большей глубине, приглашение войти в тишину и позволить Богу говорить.

ЭОГАН КЕОГ |EOGHAN KEOGH

Оригинал: https://www.jesuit.ie/blog/guest-blogger/are-our-hands-too-full/