Антуан Пуадебар (Antoine Poidebard, 1878-1955) был французским миссионером-иезуитом, археологом и летчиком, внесшим значительный вклад в изучение истории и археологии Ближнего Востока.
Антуан родился в 1878 году во Франции и сразу после окончания школы в возрасте 18 лет присоединился к Обществу Иисуса. В 1904 году его отправили в Турцию в качестве члена Армянской миссии ордена, и это событие связало Пуадебара с Ближним Востоком до конца его дней. Первые десять лет, с небольшим перерывом на рукоположение в священники во Франции (1910), он провел в различных городах Турции (Токат, Амасия, Сивас и Марсиван).
Когда началась Первая мировая война, он пошел добровольцем на Западный фронт в качестве капеллана, но в 1917 году генерал Вейган откомандировал его на Кавказ как эксперта по языкам и местным обычаям. Вскоре его направили с дипломатической миссией под мандатом Лиги Наций в Причерноморье, где он принимал активное участие в помощи армянам – жертвам геноцида, осуществленного властями Османской империи.
Во время Первой мировой войны Пуадебар также познакомился с воздушной разведкой. После прохождения соответствующего обучения он вел воздушное наблюдение за коммуникационными путями в иранском нагорье между Каспийским морем и Персидским заливом. Эти военные навыки впоследствии очень пригодились ему после увольнения в запас.
После окончания военных действий в 1924 году отец Пуадебар получил место профессора в иезуитском университете св. Иосифа в Бейруте и одновременно занимался помощью армянским беженцам в Бейруте и Алеппо.
В 1925 году он отправился в Сирию. Там Пуадебар заинтересовался богатой историей региона и занялся изучением древних руин и артефактов. Он тесно сотрудничал с местными археологами, чтобы обнаружить и задокументировать важные исторические места. Прибегнув к навыкам, полученным во время войны, Пуадебар принялся за воздушные поиски археологических памятников. Работа велась вплоть до 1942 года, и за эти годы ему удалось обнаружить бесчисленное количество памятников, в первую очередь связанных с различными участками римских лимесов (границы Римской империи) в Сирии. В 1937 году он совершил аналогичную исследовательскую миссию в Северной Африке (Алжир, Тунис, Северная Сахара).
В своих археологических исследованиях отец Пуадебар не ограничивался лишь воздушными наблюдениями. Когда на то позволяла местность, он производил посадку самолета и сопровождал археологическую разведку наблюдениями на земле.
С середины 30-х годов он также стал дополнять воздушные и наземные исследования подводными наблюдениями, и это было истинно новаторское направление в археологии того времени. Эта деятельность свела его с молодым Жак-Ивом Кусто, еще одним известным энтузиастом подводных исследований.
В процессе исследования древнего порта Тира, а затем Сидона Пуадебар сопоставлял фотографии, полученные во время воздушных наблюдений, со снимками, сделанными водолазами ВМС Франции. Это позволило ему правильно истолковать обнаруженный в обоих местах комплекс каналов, бассейнов, ворот и шлюзов как остатки очистительной системы и первым объяснить, как могли существовать порты в эпоху без искусственного дренажа и высокопроизводительных механических насосов.
После Второй мировой войны Пуадебар продолжил свои исследования, развернув археологическую деятельность в районе древнего Карфагена (1948 г.) и Сидона (1946-49 гг.).
Воздушные наблюдения отца Пуадебара помогали решать также более насущные проблемы, например, благодаря полученным им данным сирийские власти смогли решить вопрос с водоснабжением кочевых племен.
Будучи первопроходцем в областях воздушной и подводной археологии, Пуадебар часто проявлял изобретательность. Чтобы добиться наилучшего визуального эффекта на снимках, он экспериментировал с различными фотографическими техниками, для подводной съемки он сконструировал водонепроницаемый корпус для фотоаппарата, а для наблюдения за работой водолазов изготовил своеобразный подводный перископ.
Свои открытия и наработки Пуадебар публиковал в многочисленных статьях и книгах, которые и по сей день являются наиболее полным описанием римских памятников этого региона.
Работа отца Пуадебара на Ближнем Востоке принесла ему репутацию одного из самых важных археологов и историков своего времени. Его вклад в развитие воздушной и подводной археологии трудно переоценить.
Изображение: Восточная библиотека, Бейрут
Библиотека: Вера и разум
Свежие комментарии