Среди часто задаваемых вопросов о вере мы не можем обойти стороной самый первый из них: «Существует ли Бог?» Сразу следует отметить, что нет ответа, который мог бы удовлетворить всех – иначе говоря, нет неопровержимого доказательства существования Бога. Святые, богословы и другие мыслители годами бились над этим вопросом. И если бы неопровержимые доказательства были, то все бы уже поверили.

Позвольте мне поделиться тем, что я отвечаю, когда меня об этом спрашивают. Если человек открыт для философии или богословия, я часто задаю вопрос, который раз за разом возникал у меня во время изучения философии: «Почему есть нечто, а не ничто?» Как правило, это заставляет людей задуматься. Тогда в духе Аристотеля я ставлю следующий вопрос: «Не должно ли это нечто иметь причину»? Даже если собеседник является сторонником теории Большого взрыва, постулирующей расширение Вселенной из невообразимо плотного сгустка материи, то он все равно должен задаться вопросом: «Откуда взялась эта невообразимо плотная материя?» Человеческий разум, который естественным образом понимает взаимосвязь между причиной и следствием, обычно начинает активно размышлять над этим вопросом. Должна быть, перефразируя Аристотеля, «беспричинная причина».

Возможно, стоило бы также обратиться к учению св. Фомы Аквинского, который дополняет и совершенствует телеологический (от разумного замысла) аргумент Аристотеля. Если бы кто-то, гуляя по пляжу, нашел часы, разве не логично было бы предположить, что эта вещь является делом рук мастера? Подобным образом, если задуматься над сложностью наблюдаемой Вселенной, то не разумно ли будет допустить, что у нее есть создатель? Критики этого аргумента в качестве альтернативы предлагают гипотезу, что мир и Вселенная являются лишь результатом случайных вероятностей. Но когда я наблюдаю, например, за парящей над океаном чайкой, то мой разум склонен видеть в этом некий творческий замысел.

Тем не менее для большинства людей философские аргументы не кажутся убедительными. Тогда в качестве отправной точки я стараюсь использовать их личный опыт.

Я начинаю с вопроса, были ли у них когда-либо переживания, которые, казалось, исходили извне. Что-то, что удивило их, вызвало глубокие эмоции, или благоговение. И большинство людей, если вопрос задан в дружелюбной форме, говорят «да». Один молодой человек, актер, рассказал мне, что у него как-то было ощущение, что он находится в том самом месте, в той самой жизни и в той самой профессии, когда однажды в Лондоне его осветило солнце. Он подчеркнул, опять же, как это часто бывает, что этот опыт исходил извне. И тогда я сказал ему: «Ты задавался вопросом о Боге. Не допускаешь ли ты, что, возможно, это был Его способ выйти тебе навстречу?»

Так начался его путь к вере.

Для меня, таким образом, один из способов ответить на вопрос о существовании Бога – это помочь человеку осознать, что он уже мог встретиться с Ним. Поэтому евангелизация часто заключается не столько в том, чтобы «принести» Бога другим людям (что, безусловно, иногда необходимо), сколько в том, чтобы помочь людям увидеть, что Бог уже присутствует в их жизни.

Автор: Джеймс Мартин SJ

Источник: James Martin, S.J.: ‘Does God exist?’ and other FAQs about faith and religion | America Magazine