Предыдущий вопрос касался различий между отдельными религиями и, отвечая на него, мы сфокусировались в первую очередь на том, что выделяет христианство на фоне всех других религий. Эта уникальность заключается в личности Иисуса Христа, объединившего в Себе в полной мере как божественную, так и человеческую натуру.

Многие скажут: «Да, Иисус был достойным восхищения человеком. Он сделал так много добра и т. д. Но поверить в то, что Он был также Сыном Божьим – это уже чересчур. Что вообще значит быть одновременно человеком и Богом? Возможно ли такое?»

Когда я впервые был на Святой Земле в поисках материалов для книги, в числе моих желаний было увидеть одно особенное место. Когда я еще был послушником в Обществе, я читал о месте под названием «Залив притч», где Иисус сел в лодку и отплыл от берега, чтобы проповедовать собравшимся. В первой притче Он сравнивает принятие благой вести людьми с семенами, брошенными в различные условия для всходов. Некоторые люди подобны каменистой почве, на которой семенам трудно укорениться, другие – почве с терниями, где соблазн богатства заглушает ростки, а третьи – плодородной почве, на которой растение приносит плод.

Что-то в этом отрывке меня смущало: почему Иисус садится в лодку, ведь таким образом Он лишь отдаляется от людей? Ответ пришел неожиданно несколько лет спустя во время отпуска с собратьями по ордену. Мы остановились в доме, который находился недалеко от небольшой гавани, и нам были отчетливо слышны разговоры людей в лодках, находящихся как минимум в километре от нас. Я обратил на это внимание и один из моих товарищей сказал: «Все верно, звук легко распространяется по воде. Именно по этой причине Иисус иногда проповедовал из лодки». Мне показался этот факт весьма интересным. Он помог мне осознать, что некоторые вещи, которые ты иногда не улавливаешь в Евангелиях, часто имеют реальное, жизненное объяснение.

Во время нашего паломничества, несмотря на некоторые неудачи и злоключения, мы все-таки нашли «Залив притч». Он находится недалеко от Капернаума и именно там по преданию Иисус проповедовал в притчах. Осматриваясь по сторонам, я увидел вокруг себя огромные камни, терновые кусты и плодородную землю. Те самые вещи, которые фигурировали в притче. И меня осенило, что когда Иисус рассказывал эту притчу, он говорил не о камнях вообще или терновом кусте как таковом, а об этих конкретных вещах, которые в тот момент предстали перед Ним и людьми. Иногда нам кажется, что Иисус, Сын Божий, говорил речи по вдохновению Бога Отца и это так. Но Он также опирался на свой человеческий опыт. Посещение «Залива притч» помогло мне увидеть в Иисусе одновременно Его божественную и человеческую натуру.

Недалеко от Назарета, примерно в 90 минутах ходьбы, находится город Сепфорис. Назарет был крошечным поселением от 200 до 400 человек. Сепфорис, напротив, был огромным городом с населением около 30 000 человек, который во времена детства и юности Иисуса восстанавливался царем Иродом. Там был амфитеатр на 4000 мест, королевский двор, банки, магазины, торгующие мозаикой. Сегодня мы можем посетить лишь руины поселения, но и этого достаточно, чтобы понять, что это был богатый город. В этом контексте можно представить себе Иисуса, возвращающегося из богатого Сепфориса в бедный Назарет и размышляющего об экономическом неравенстве и тяжелой жизни бедных. И кто знает, не вошло ли в одну из его притч о богатых то, что он видел в Сепфорисе? Или быть может женщина, ищущая потерянную монету, – это была его мать? Мы склонны фокусироваться на божественной натуре Иисуса и это верно, но не стоит также забывать о Его вполне человеческом опыте, благодаря которому Он стал тем, Кем является.

Кто такой Иисус? Есть много вариантов ответа на этот вопрос. Плотник из Назарета. Сын Божий. Человек из плоти и крови, который уставал, ел, пил и плакал. Исцелял больных и воскрешал из мертвых. Расстраивался и сердился. Второе Лицо Троицы, наш Спаситель и Мессия, Воскресший, а еще наш брат, друг и товарищ. Педро Аррупе, бывшего генерала Общества Иисуса, однажды спросили: «Кто для вас Иисус?» И он сказал: «Для меня Иисус – это все!» Пока люди не начнут понимать Его человечность, им будет сложно понять Его божественность. Поэтому обычно я начинаю с человеческой природы Иисуса в надежде на то, что когда люди узнают Его поближе, то, возможно, смогут больше Ему доверять. Доверять тому, что Он делает, и тому, что говорит, а именно то, что Он является Сыном Божьим. Понять как в полной мере в одной личности сочетается божественная и человеческая натура мы не можем – это загадка, можно задаваться этим вопросом, но для ответа на него не хватит и всей жизни.

Автор: Джеймс Мартин SJ

Источник: James Martin, S.J.: ‘Does God exist?’ and other FAQs about faith and religion | America Magazine

Изображение: «Залив притч», Тивериадское озеро