В то время: Два ученика рассказывали о происшедшем на пути, и как Иисус был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости ещё не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему.

(Лк 24, 35-48)

Перейти от неверия к вере

“Это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите”. Мы снова слышим, как воскресшему Иисусу приходится убеждать учеников, что это действительно Он – живой, хотя был убит, что Он – тот самый, кого они знали раньше; Он не просто дух, который является им из «потустороннего мира», но воскресший в новом, прославленном теле. Как для апостолов тогда, так и сегодня для нас новая реальность Воскресения переворачивает наше привычное видение вещей, и неудивительно, что сомнение и недоверие рождаются в человеке перед лицом такой новизны. Но как ученики переходят от беспокойства и страха к радости – даже если они все еще «не верят и дивятся»; как апостол Фома в евангельском эпизоде прошлой недели переходит от неверия к исповеданию Иисуса Господом и Богом, – так и перед нами сегодня открывается возможность перейти от сомнений, неверия, безразличия к принятию воскресшего Христа как Того, кто преображает историю всего человечества и каждого из нас. Личная встреча с ним через веру – это то, что Господь снова и снова предлагает нам через свою Церковь, сообщество своих свидетелей. Сегодняшний евангельский отрывок помогает нам понять, как эта встреча происходит для нас, кто не был среди учеников в тот день в горнице.

Воскресший Господь, присутствующий в Теле Своем и в теле твоём

“Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам”, – говорит Иисус, чтобы позволить присутствующим убедиться, что Он действительно имеет тело, а не является призраком. Иногда христиане воспринимают Иисуса именно как «призрака» из другого мира, «пережиток прошлого», не имеющий ничего общего с нашей конкретной – материальной – реальностью сегодня. Сын Божий оставляет нам такое таинство, как память о Его присутствии среди нас во все времена и во всех местах, которое как раз подчеркивает Его материальность: через Евхаристию Иисус материально становится частью нашей реальности – не только внешней, но и личной, телесной каждого из нас в Причастии. Да, это не обычное физическое присутствие, как любого другого человека, а присутствие в таинстве в форме знака, доступное через веру – но именно поэтому оно более реально в целостной перспективе нашей жизни. Наше тело изменяется, преображается через Причастие: божественное входит в человеческое, смертное получает задаток бессмертного. Нам следует в молитве перед Господом задержаться в изумлении перед этой тайной, не ограничивая момент евхаристической встречи с Ним одной-двумя минутами сразу после Причастия. Как христиане, как те, кого Сын Божий называет друзьями, мы живем этим даром, который преображает нас не только «духовно», в некотором оторванном от материального измерения смысле, но также физически меняет наше присутствие в этом мире. Мое восприятие собственного тела после Причастия не может быть таким же, как до него; мое прикосновение, физический контакт с другой личностью не может быть прежним; мой взгляд, мое внимание к ближнему не будет прежним, как если бы Иисуса не было со мной и во мне. Сознательно или чаще всего неосознанно тело для нас является либо обузой, источником боли и дискомфорта (и мы не умеем «прислушиваться» ему, а вместо этого «пичкаем» его и различными стимуляторами, и просто чрезмерным количеством еды), либо средством получения удовлетворения под разными видами – компенсацией через телесное недостатка настоящей любви в нашей жизни. Наша встреча с воскресшим Иисусом, который существует не просто как «дух», но и во плоти, оздоравливает нашу телесность и позволяет нам почувствовать уже в этой земной жизни проблески той славы, которая – в телесной форме – ожидает нас во всеобщем воскресении.

Сын Божий говорит через Священное Писание

“Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами”, – говорит Иисус, открывая умы учеников, чтобы они понимали Священное Писание. Слова Иисуса – еще одно необходимое измерение нашей живой встречи с Ним, неотделимое от веры в то, что именно Он – Господь, который воскрес в теле, обращает к нам эти слова. “Благодаря этому Откровению невидимый Бог по изобилию Своей любви обращается к людям, как к друзьям, и говорит с ними, чтобы пригласить их к общению с Собой и принять их в это общение” (Dei Verbum, 2). Когда я слушаю, читаю и размышляю над словами, которые Господь оставил как завет с Ним, они становятся “светильником ноге моей и светом стезе моей” (ср. Пс 119(118), 105). Следует осознать следующую правду: человеческая жизнь – это история, которая становится повествованием, и то, как каждый воспринимает и интерпретирует эту историю, зависит от того «мета-нарратива» (то есть повествования, которое включает все другие истории и создает «рамки» для толкования), который слышит и в который верит. (Здесь можно вспомнить, например, мета-нарратив коммунистической идеологии со стремлением к «лучшему будущему», ради которого можно и даже нужно приносить в жертву жизнь отдельного человека, с последствиями, которые до сих присутствуют в определенном менталитете). Священное Писание, которое начинается с описания сотворения всего сущего и заканчивается образом Небесного Иерусалима, а между этим началом и концом повествует об отношениях человечества и Бога как истории спасения: вот ключ к восприятию человеческой судьбы в истинном свете. Кульминацией этой истории является Воплощение и Пасха Сына Божьего, который открывает каждому человеку полноту жизни в Боге через прощение грехов. Поэтому, мы, ученики Христа, должны позволять Ему обращаться к нам каждый день в Его слове – прежде всего в слове Евангелия, которое лучше всего приближает нам Его личность, но также и другими словами, которые отражают приключение отношений человека с Богом со всеми его взлетами и падениями. Именно там мы найдем надежду и для нашей совместной истории: через страдание ведёт путь к воскресению, к новой жизни. 

Друзья Бога через любовь

“Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась”, – говорит св. Иоанн в сегодняшнем втором чтении, напоминая в свойственном ему стиле о самой важной цели и критерии подлинности человеческой жизни: о любви. “А что мы познали Его, узнаем из того , что соблюдаем Его заповеди”: вот еще один способ сказать, что мы действительно встретили живого Христа и приняли Его Дух, который позволяет нам быть послушными Божьему Слову и быть подобными Божьему Сыну в этом мире через действенную любовь. “Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам”, – добавляет Иисус (Иоан 15, 14). Сегодня Он возобновляет приглашение к дружбе, адресованное лично ко мне и тебе, – приглашение, в котором источник истинного мира и радости. Пусть в ответ с нашей стороны прозвучит искреннее и щедрое: “Да, Иисус, Господь мой и Бог мой!”

О. Виктор Жук SJ