19 июня на YouTube-канале иезуитов начались духовные упражнения онлайн, которые можно было пройти за 9 дней, на протяжении которых выкладывались видео-ролики с указаниями, или же в своем ритме. Как показали отзывы участников, для многих эти ДУ стали интенсивным временем общения с Богом и духовного обновления, хотя такой способ участия в реколлекциях имеет и свои минусы – прежде всего, невозможность удалиться от ежедневной суеты. Делимся двумя рассказами участников, которые любезно согласились на их публикацию.
***
Хочу поделиться плодами духовных упражнений онлайн «Пребудьте в любви Моей». Я делал их не 9 дней подряд, а по 3 дня в неделю на выходных (пятница, суббота, воскресенье). Начал я духовные упражнения после Мессы в торжество Пресвятого Сердца Иисуса.
Первый день. В предложенном отрывке меня затронули слова Иисуса: «пойдите и увидите», и я почувствовал, что мне не хватает настоящего, живого общения с Иисусом как с другом. Мои молитвы часто формализованы, и хотя я читаю Библию каждый день уже года четыре, часто делаю это формально. Бывает, что через полчаса я уже не помню, о чём прочитал. Время духовных упражнений представилось как возможность быть ближе с Иисусом, лучше узнать Его, побыть вместе с Ним. Такое общение – и есть ответ на вопрос: чего я ищу?
Второй день. Во второй день молитва шла очень трудно, с утра я начал размышлять над предложенными текстами, чтобы сделать их как бы фоном дня. Вечером совершая основное размышление, в самом его конце я ещё раз прочитал псалом 138 и обратил внимания на слова, где псалмопевец говорит с ненавистью о грешниках («полною ненавистью ненавижу их, враги они мне»). Раньше мне казалось, что они не вписываются в общий контекст, но теперь я по-новому посмотрел на этот отрывок и осознал, что он очень подходит к моему состоянию. Я последнее время часто чувствую гнев и раздражение, осуждение других. Дальше говорится: «Зри не на опасном ли я пути …. направь меня на путь вечный». В конце размышления просил Господа изменить меня, помочь мне научиться не осуждать других, а постараться понять.
Третий день. Я осознал, что жду каких-то больших даров в духовной жизни, а Бог даёт мне ровно столько, сколько нужно; чувство же, что я всё время чего-то не получаю, – это искушение. Это меня сковывает, помещает в рамки и отнимает радость.
Четвёртый день. Размышления о грехе шли очень трудно, с большим внутренним сопротивлением. Я несколько дней не мог вернуться к ДУ. Но в какой-то момент Господь открыл мне, что один из моих главных грехов – ложь самому себе. Я часто убеждаю себя, что в мотивах моих поступков лежат хорошие побуждения, это идет от Бога, но в глубине души понимаю, что это не так. Во время молитвы или Мессы я строю грандиозные планы, но не делаю и мелких шагов, когда выхожу за пределы храма.
Пятый день. В притче о блудном сыне Господь показал, что у меня четкое разделение моего и Божьего. В одной части души я хочу отдать себя Богу, а в другой – нет, туда я Его не впускаю. Я молился, чтобы Господь дал мне силы отдать Ему всего себя без остатка.
Шестой день. Я узнал себя и в старшем сыне. Может быть, источник моей обиды и раздражения на других в том, что я лишен радости, мало ценю дары Господа и даже обижаюсь на Него. Кроме того заметил, что столько лет читаю Розарий, но редко обращал внимание на слова о радости в этой молитве и не вдумывался в смысл слов.
Седьмой день. В молитве с помощью воображения я почувствовал, что Господь даст мне всё, и главное – свободу, нужно только довериться ему полностью.
Восьмой день. Как только я перестаю говорить с Иисусом и смотреть на Него, я опускаюсь в море греха. Волны, шум – это то, что отвлекает меня от Иисуса, мои греховные мысли и моё воображение, которое часто уводит меня от Бога.
Девятый день. Когда я размышлял над притчей о сеятеле, мне пришло в голову, что обилие духовной информации не имеет у меня корня, дует ветер, и я отступаю, а корень –это Иисус и живое общение с Ним.
Как мне кажется, главный плод духовных упражнений для меня – это понимание того, что мне не хватает дружбы с Иисусом. Мне стоит чаще спрашивать Его, ведь Он действительно отвечает, а не просто пассивно поглощать информацию, даже духовного содержания. На будущее я вижу для себя такие действия: 15 минут каждый день размышлять над Словом Божьим из чтений дня; больше молиться своими словами; включать в размышления Розария свои личные проблемы, раньше я этого не делал; совершать молитвенный просмотр дня.
Александр
***
Я уж не раз участвовала в игнатианских духовных упражнениях, но в онлайн формате – впервые. Поначалу у меня был очень скептический настрой, с другой стороны это был своего рода «вызов»: прожить дни реколлекций в повседневности. Впервые я пошла на риск – быть предельно честной с собой и с Богом, дать себе право признать свое несовершенство и свое недоверие Богу, а потом сделать еще один шаг.
Одним из первых «заданий» было написать письмо Богу. Раньше я писала очень «красивые», аккуратные письма, с размытыми формулировками, с большим количеством благодарностей, уважения, боясь, что кто-то, в первую очередь я, узнает о страхах по отношению к Богу. А в этот раз я честно призналась, что испытываю дикий ужас, что, может, это такой хитроумный план Бога – разрушить все, что я знала и во что верила раньше, что света в конце тоннеля не будет. «Game over». Однако все пошло не по моему плану (чему я обрадовалась и удивилась). После моего шага честности, потребовавшего все мужество, не наступила темнота, которой я так боялась. Наоборот, отступила внутренняя «туча» и страх, появилось желание узнать, что будет дальше, сделать следующий шаг. Выяснилось, что Богу важно наше с ним сотрудничество. Сотрудничество со мной? Сложно было поверить, что это не игра воображения, но мне помог сопровождающий. Ценность сопровождения огромна: с одной стороны, я должна знать, если сбилась с пути, а, с другой стороны, нуждаюсь в помощи в борьбе с такого рода сомнениями. Я честно призналась сопровождающему, что в эти духовные упражнения стал видеть весь «сор», который я старательно прятала, как пыль, которая заметается под ковер. Теперь же это ясно видно, и я не знаю, что делать. Духовные упражнения дали возможность рассмотреть, что же я так старательно «заметала».
Следующая «стрела», попавшая в цель – Псалом 139 (138), обнаживший страх контроля Богом из благих побуждений. Ведь Он настолько Всемогущий, что точно знает, что и как лучше для меня, а я – послушная марионетка в Его руках. После чтения отрывка – в молитве снова ответ Бога о сотрудничестве: если я – марионетка, какое со мной может быть сотрудничество?
Могу ли я оставаться открытой, искренней и любознательной как ребенок? Могу ли радоваться как ребенок? – еще один вопрос, вставший передо мной во время духовных упражнений. Как ответ – отрывок из Евангелия от Матфея 18:1-5. Я, наконец, дала себе право быть открытой миру. Своего рода девизом стали слова: искренность, простота, радость. При этом я не отказываюсь от «взрослой» части, наоборот, снова сотрудничество, только уже меня со мной.
Удивительным опытом оказалась молитва с воображением по притче о сеятеле. Я увидела себя сеятелем, стараясь заметить, куда попадали семена. Попали в тернии? Нужно землю прополоть, и вот уже семена прорастают. Места каменистые? Важно удобрить почву, и снова семена посажены и прорастают. Внутри родилось утешение. С одной стороны, я увидела тернии, но они перестали меня пугать. Наоборот, то, что изначально пугает или отвращает, стало пространством для работы, для «прополки». Но и за изначально плодородной почвой важно ухаживать. После молитвы я посмотрела на свою жизнь, и увидела, что, например, отношения с близкими людьми – вроде плодородная почва, но требуют ухода; а где-то есть и тернии и нужно удобрить почву… Большой объем внутренних сельскохозяйственных работ предстоит еще сделать.
Как я говорила сопровождающему, на протяжении духовных упражнений меня не покидало стойкое ощущение, что мои мысли читаются, потому что каждый отрывок откликался, и поднимался новый вопрос. Я замечала, как взаимодействуют мои душа, дух и тело. Очень важен был отклик моего тела на каждую молитву и затрагиваемое чувство. Я не могу сказать, что за эти несколько дней решила все свои вопросы, мне предстоит еще много работы, но я стала более открытой к сотрудничеству с Богом. Я захотела узнать Его более «реальным» и живым.
Вероника
Свежие комментарии