Празднование Пасхи – это время, когда верующим дано испытать особые духовные чувства: пасхальную радость и надежду, утешение и близость «неземной», божественной реальности. Литургия, праздничные традиции, а часто и природа помогают нам наполниться радостной верой в победу жизни над смертью, любви над злом.

Но прежде всего такое духовное настроение создается действием в душе человека Божьего Духа – той благодати, без которой невозможна сверхъестественная жизнь, без которой мы сами по себе так мало можем сделать доброго. С другой стороны, восклицая радостное «Аллилуйя!» устами и сердцем, мы не теряем память о том, что пережили во время Страстной недели: скорбь, печаль и сожаление, потому что Господь наш Иисус Христос терпит страдания, принимая на себя последствия злой и нещадной человеческой жестокости. Смущение, растерянность, скорбь и сострадание к тому, кто страдает от боли  — это духовные чувства, также вдохновленные Святым Духом перед лицом всего, что огорчает Божье Сердце. Но такая внутренняя реакция на переживаемую в Духе трагедию зла и греха не приводит к отчаянию и потерянности, а открывает нас на ту надежду, источником которой может быть только Бог, Искупитель и Победитель смерти. Таким образом, скорбь Страстной пятницы, продолжающаяся в страданиях всех жертв насилия и несправедливости сегодня, не противоречит пасхальной радости, но силой Божьего Духа становится местом победы надежды, достигающей вечности. Противоположностью этим, казалось бы, столь разнящимся чувствам является равнодушие к духовной реальности, полная сосредоточенность на земном, материальном измерении жизни.

Чувства и вера

Размышление о наших внутренних переживаниях и реакциях в этот пасхальный литургический период — хороший повод взглянуть на роль чувств и эмоций в жизни веры. Существуют противоположные подходы к этой сфере. Для некоторых очень важно «чувствовать» духовные вещи, эмоционально переживать свои отношения с Богом, и когда вера лишена этого измерения, она кажется мертвой. Другие говорят, что эмоции — очень изменчивая реальность, «враги» разума и рассудительности, они не могут быть основанием для принятия решений и никак не свидетельствуют о ценности веры и жизни в целом. Очевидно, что истина находится где-то между такими крайними взглядами. Чувства и эмоции — важная часть того, кем является человек, поэтому не обращать на них внимания — неправильный подход. С другой стороны, следует стремиться к их равновесию и гармонии с разумом и волей. Для св. Игнатия Лойолы чувства — это сфера для распознавания. Это значит, что следует разобраться: то, что я чувствую, мои спонтанные внутренние реакции («движения» — пользуясь лексиконом св. Игнатия) помогают или мешают мне на пути к Богу, в моих отношениях с ближними, в здоровом отношении к самому себе. Говорить о чувствах тем более важно в контексте веры, так как это «пограничная» сфера между психическим и духовным измерениями человеческой личности. Возьмем, к примеру, такие внутренние реакции, как страх и тревога. Каждый человек в той или иной степени знает эти чувства, особенно же они нам свойственны во времена внешних или внутренних потрясений. Они являются частью механизма, который должен защищать нас от опасности, но их нежелательные последствия – «туннельное мышление», искаженное восприятие реальности, чрезмерная сосредоточенность на себе и угрозе (реальной или воображаемой). Страх заставляет человека полагаться только на собственные силы и тем самым приводит к ощущению отчуждения от Бога – источника безопасности и уверенности. Поэтому в Священном Писании слова «не бойся» являются одним из наиболее частых обращений Бога к человеку, это приглашение сосредоточить внимание на Божьем присутствии, довериться Господу. Если не признавать страх и тревогу, «удаляя» их из нашего сознания, они не исчезают, а продолжают действовать в нашем подсознании. В духе же веры мы можем искренне открыть Богу в молитве свой страх, свою немощь и попросить о помощи. Конечно, наиболее ярким примером для нас является молитва Господа Иисуса Отцу в момент его предсмертной тревоги в Гефсиманском саду. Псалтирь — прекрасный «учебник» для нас, чтобы научиться перед Богом переживать те чувства, с которыми сами не справляемся: не только тревогой, но и ненавистью, завистью, злостью… Например, Пс 114 (115) говорит о «болезнях смертных и муках адских», пережитых автором, об унижении и страхе. Пс 73 (72) говорит об искушении завистью, в конце Пс 139 (138) неожиданно наружу выходит ненависть, а в следующем Псалме автор вверяет Богу свое желание мести… Эти тексты и другие Псалмы — школа искренней молитвы.

Но не только негативные чувства требуют внимания в молитве. Радость, внутренний подъем, веселье и утешение – это повод обратиться к Богу с благодарностью и прославлением. С другой стороны, такие наши внутренние реакции также следует исследовать и позволять Богу очищать их. Радость может быть поверхностной, связанной с каким-то удовольствием, успехами, тем, как у нас все хорошо складывается… Из опыта мы знаем, что такая радость может быстро исчезнуть при изменении внешнего положения дел. Духовная же радость глубже, она имеет свой источник не во внешних преходящих вещах, а в самом Боге, который касается своей благодатью души, напоминая нам о нашей бессмертной сущности. Такую радость нужно больше ценить, «вкушать» и наполняться ею, стараясь не потерять ее среди серой повседневности.

Говоря о наших внутренних духовных состояниях, вспомним урок св. Игнатия о тех периодах, когда мы чувствуем себя покинутыми Богом и угнетенными. Наставник духовности учит, что чувство покинутости не соответствует реальному положению вещей, ибо Бог никогда не оставляет своих верующих, но такое время может стать очень плодотворным периодом роста и очищения от наших неупорядоченных привязанностей. Когда же мы находимся в состоянии душевного утешения и радости, то должны смиренно помнить, что такие чувства – это Божий дар, и поскольку они не происходят от нас, может наступить момент, когда мы на время лишимся такой благодати. Сфера внутренних «движений» — это увлекательный мир, через который с нами говорит Дух Божий, поэтому мы должны научиться правильно понимать то, что хочет нам сказать Господь. Будем же учиться открывать перед Богом все, что происходит в нашей душе, позволяя Святому Духу формировать наши чувства и эмоции в соответствии с чувствованиями Божьего Сердца.

О. Виктор Жук SJ