С первых лет существования Общества Иисуса образование было одним из главных приоритетов его деятельности. Лозунг о. Хуана Бонифачо SJ отражал дух, которым руководствовались иезуиты в области образования: «Puerilis institutio est renovatio mundi» («Образование молодежи – это обновление мира»). Иезуиты были убеждены, что целью образования является формирование людей справедливых, способных неустанно трудиться на общее благо общества и тем самым также служить Богу. Иезуиты глубоко прониклись идеей образования как способа преобразования личности и общества. Позже «Ratio Studiorum» 1599 года ввел порядок и унификацию в школах иезуитов, предложив единую учебную программу. Эти школы сыграли важную роль в становлении образования во всем мире, особенно на католических территориях, являясь часто единственной доступной возможностью для получения образования. После Французской революции образование стало приоритетом для гражданского общества и часто рассматривалось как общественное благо на попечении государства.

Сегодня образование продолжает оставаться международным приоритетом. Четвертая цель ООН в области устойчивого развития – «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». В 2021 году ЮНЕСКО также подчеркнула важность образования для решения проблем, с которыми сталкивается человечество. Организация призвала к Новому социальному пакту об образовании, чтобы «переосмыслить наше совместное будущее» как человечества. Аналогичным образом, Папа Франциск предложил мировым лидерам создать Новый глобальный пакт об образовании, чтобы отреагировать на эпохальные изменения, которые мы переживаем как человечество в связи с такими вызовами, как изменение климата, социальная справедливость, гендерное равенство, технологическое развитие и формирование веры.

Генерал Общества Иисуса отец Артуро Соса призвал образовательные сети иезуитов быть внимательными к этим изменениям: «Наши учреждения должны осознавать антропологические и культурные изменения, которые мы переживаем, и в связи с этим адаптировать учебный процесс для большего соответствия новому будущему» (JESEDU, Рио-де-Жанейро, 2017). Пересоздание, переосмысление и изобретательность необходимы для продолжения нашей живой традиции и обеспечения того, чтобы образование, которое мы предлагаем новым поколениям, сегодня было таким же актуальным, как и для многих поколений до него.

По материалам: Jesuit Education: A Living Tradition Today | The Society of Jesus