Продолжая цикл катехез о духовном распознавании, Папа Франциск подчеркивает необходимость углубления самопознания, что является неотъемлемым дополнением к молитве, о которой шла речь в предыдущей катехезе. Познавать себя — не такая простая задача, так как она требует честного и терпеливого погружения в свое сердце. Самопознание является плодом Божьей благодати, благодаря которой мы оставляем позади иллюзии и начинаем осознавать, кто мы есть на самом деле, и принимать то, что может принести истинное счастье. По сути, мы изучаем «пароли», которые открывают доступ в самые глубины, и пути, которые ведут к стойкой духовной радости и полноте, в послушании милостивой воле Божьей. Большим подспорьем для такого молитвенного погружения в себя, а потому и для истинного распознавания, является традиционная практика ежедневного испытания совести.
***
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Продолжаем рассматривать тему распознавания. В прошлый раз мы коснулись молитвы как ее составного элемента. Молитва не как бездумное повторение слов, а как близость и упование на Бога; молитва детей к Отцу; молитва с открытым сердцем. Это было в последней катехезе. Сегодня я хотел бы в качестве дополнения особо подчеркнуть, что хорошее распознавание подразумевает также самопознание. Знание самого себя. Это непростое дело. В распознавании задействованы различные способности человека: память, разум, воля, чувства. Часто мы не умеем распознавать, потому что недостаточно хорошо знаем себя и, соответственно, не знаем, чего хотим на самом деле. Часто приходится слышать: «Почему этот человек не налаживает свою жизнь? Он никогда не знает, чего хочет…». Не доходя до этой крайности, мы, бывает, тоже слабо представляем себе, чего хотим, потому что плохо знаем себя.
В основе духовных сомнений и кризисов призвания нередко лежит недостаточный диалог между религиозной жизнью и нашим человеческим, когнитивным и эмоциональным измерением. Один автор книг по духовности отметил, что многочисленные трудности с распознаванием указывают на проблемы иного рода, которые необходимо признать и исследовать. Он пишет:
«Я пришел к выводу, что самым большим препятствием для истинного распознавания (и для истинного роста в молитве) является не неуловимая натура Бога, а то, что мы не знаем себя в достаточной степени и даже не хотим знать себя такими, какие мы есть на самом деле. Почти все мы прячемся за маской не только перед другими, но и тогда, когда смотримся в зеркало» (ср. Thomas H. Green, Weeds Among the Wheat, 1984).
Мы все испытывали искушение носить маску — даже наедине с собой.
Забвение Божьего присутствия в нашей жизни идёт рука об руку с неведением себя, своих личных качеств и самых сокровенных желаний.
Познавать себя несложно, но это трудоёмкий процесс: необходимо терпеливое внутреннее исследование, умение остановиться и «выключить автопилот», осознать свой образ действий, чувства и повторяющиеся мысли. Важно отличать эмоции от духовных способностей, потому что чувства не равны убеждениям, а мнения – желаниям. Наше представление о себе и о реальности иногда искажено. И заметить это за собой – истинная благодать! На самом деле часто бывает так, что ложные представления о реальности, основанные на прошлом опыте, оказывают сильное воздействие и ограничивают свободу выбора того, что действительно важно.
Живя в век информационных технологий, мы понимаем важность знания паролей к программам, где хранится самая личная и ценная информация.
У духовной жизни также есть свои «пароли»: есть слова, которые затрагивают сердце, ибо относятся к самому чувствительному в нас. Искуситель, то есть дьявол, хорошо знает эти ключевые слова, и важно, чтобы мы тоже их знали, дабы не оказаться там, где мы быть не хотим.
Такое искушение не обязательно предлагает нечто скверное: часто это беспорядочные вещи, которым придается излишнее значение. Эти красивые, но иллюзорные вещи обладают гипнотическим притяжением, но не могут дать обещанного, оставляя в итоге в пустоте и печали. Подобное чувство — пустоты, печали — признак того, что мы свернули на дурной путь, который сбивает нас с толку. Так, случается, что учёные степени, карьера, отношения – всё, что само по себе достойно похвалы, но, по отношению к которым, мы не свободны, порождает в нас нереальные ожидания, такие как подтверждение собственной ценности. Скажем, занимаясь исследованием, ты думаешь лишь о продвижении себя, своих интересов или также о служении обществу? Подобным образом можно рассмотреть намерения каждого из нас. Это непонимание часто заставляет глубоко страдать, ибо ни одна из этих вещей не может гарантировать нашего достоинства.
Поэтому, дорогие братья и сестры, важно познавать себя, знать на память пароли от наших сердец, пункты наибольшей чувствительности: так мы сможем защититься от тех, кто говорит убедительные слова, но на самом деле хочет нами манипулировать, и также сумеем распознать, что действительно важно для нас; отличая это от сиюминутной моды или броских, поверхностных лозунгов.
Не раз в телепередаче или в какой-нибудь рекламе что-то трогает наше сердце и заставляет идти тем или иным путем без свободы. Будь осторожен: свободен ли ты в этот момент или даешь себя вести порывистым чувствам, какой-то провокации?
Эффективным помощником в этом деле является испытание совести, но я не говорю тут об испытании совести, которое мы все делаем, когда идем на исповедь, нет. Где мы говорим: «Я согрешил так-то и так-то…» – нет. Я имею в виду общий просмотр дня: что происходило в сердце в течение дня? «Много чего случилось…» – а что именно? Почему? Какие следы оставило в моем сердце? Такое испытание совести становится хорошей привычкой спокойно перебирать в памяти события минувшего дня, оценивать принятые решения: чему именно мы придавали наибольшее значение, к чему и почему стремились и что в итоге нашли. Прежде всего нужно научиться распознавать то, что приносит удовлетворение сердцу. Что насыщает моё сердце? Ведь только Господь может подтвердить то, чего мы действительно стоим. Иисус говорит нам об этом каждый день с креста: Он умер за нас, показав, насколько мы ценны в Его очах. Нет таких препятствий или неудач, которые могли бы помешать Его нежным объятиям.
Испытание совести очень полезно, потому что помогает нам увидеть, что сердце — это не постоялый двор, через который все проносится без нашего ведома. Нет.
Посмотри внимательно: что произошло сегодня? Что заставило меня отреагировать? Что меня расстроило? Что порадовало? Что было плохого? Не обидел ли я других? Речь идет о том, чтобы увидеть, в каком направлении движутся чувства, что манит нас на протяжении дня. Не забудь! Неделю назад мы говорили о молитве. Сегодня мы говорим о сознании.
Молитва и самопознание позволяют нам расти в свободе. Благодаря этому мы взрослеем в свободе! Это основные элементы христианской жизни, ценные элементы в поисках собственного места в жизни. Спасибо.
Папа Франциск. Общая аудиенция, 5 октября 2022 г.
Библиотека: Цикл катехез о распознавании Папы Франциска
Свежие комментарии