Продолжая цикл катехетических наставлений о распознавании, Папа предлагает задуматься о важности молитвы. Молитва никогда не бывает чисто интеллектуальным занятием, а затрагивает сердце и эмоции. Благодаря молитве углубляется наша дружба с Господом. Мы начинаем больше доверять Ему, когда понимаем, что, принимая Его святую волю, мы обретаем свое истинное счастье. Одним из великих искушений в духовной жизни является страх, что верность воле Божьей приведет к печали и нереализованности. Молитва помогает преодолевать такие напрасные страхи и наполняет глубокой духовной радостью даже во время испытаний и забот. Распознавание как плод молитвы делает нас чувствительными к Божьему свету, а в Его воле мы находим покой и полноту жизни.

***

Добрый день, дорогие братья и сестры!

Тема распознавания очень важна, потому что дает возможность узнать, что происходит в человеке. Чтобы знать свои чувства и идеи, нужно распознать, откуда они берутся и куда ведут, к каким решениям. И сегодня мы сосредоточимся на первом из фундаментальных элементов распознавания, которым является молитва.

Чтобы распознавать, мы должны быть в атмосфере, в состоянии молитвы.

Молитва является незаменимым подспорьем для духовного распознавания, особенно когда речь идет об эмоциональном измерении, которое позволяет нам обращаться к Богу с простотой и непринуждённостью, как к близкому другу. В молитве можно выйти за пределы мыслей и приблизиться к Господу с любящей непосредственностью. Жизнь святых была проникнута духом близости и возрастающим доверием Богу, которое облегчает распознавание того, что Ему угодно. Истинная молитва – это близость к Богу и доверие. Не проговаривание молитв, подобно попугаю, бла-бла-бла – нет. Истинная молитва подразумевает непосредственность и любовь к Господу. Эта дружба побеждает страх или тревожные сомнения в благонамеренности Божьих замыслов – это искушение, которое иногда возникает в голове и делает сердце беспокойным и неуверенным, даже наполняет горечью.

Распознавание не претендует на абсолютную уверенность, это не химически чистый метод, оно не претендует на абсолютную ясность, ибо речь идёт о жизни, а она не всегда поддаётся логике; у неё много аспектов, которые нельзя заключить в одну категорию.

Мы хотели бы точно знать, что делать, но даже обладая полной уверенностью, мы не всегда действуем соответствующим образом и лишь подтверждаем слова апостола Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7, 19). Мы не состоим только из рациональной части, мы не машины, и нам недостаточно одних инструкций, чтобы действовать: и препятствия, и помощь для принятия решений в пользу Господа прежде всего аффективны, иначе говоря, исходят из сердца.

Показательно, что первое чудо Иисуса в Евангелии от св. Марка, – это экзорцизм (ср. 1, 21-28). В синагоге Капернаума Господь избавляет человека от дьявола, освобождая его от ложного образа Бога, который лукавый предлагал с самого начала: образа Всевышнего, не желающего нашего счастья. Одержимый знает, что Иисус – Бог, но это вовсе не побуждает его верить в Христа; более того, он заявляет: «Ты пришел погубить нас» (ст. 24).

Многие люди, даже христиане, думают подобным образом: возможно, они и верят, что Иисус – Сын Божий, но сомневаются, что Он желает нашего счастья;

некоторые же боятся, что серьёзное отношение к Его предложению означало бы разрушить свою жизнь, погубить самые сильные желания и стремления.

Порой закрадываются мысли, что Бог требует слишком многого, мы боимся, что Он что-то такое попросит у нас; мы сомневаемся в истинности Его любви

Однако, некогда впервые встретив Его, мы познали истинную радость. Когда я встречаюсь с Господом в молитве, я чувствую радость. Каждый из нас становится радостным – и это так прекрасно. С другой стороны, печаль или страх являются признаками отдаления от Бога: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», – говорит Иисус богатому юноше (Мф 19, 17). К несчастью для этого молодого человека, некоторые препятствия не позволили ему осуществить горячее желание – следовать за «учителем благим». Он был любознательным, энергичным молодым человеком, он проявил инициативу, чтобы встретиться с Иисусом, но внутри он был раздвоен. Богатство занимало слишком важное место.

Иисус не заставляет его принять решение, но в тексте отмечается, что юноша уходит от Иисуса «с печалью» (ст. 22). Тот, кто отворачивается от Господа, никогда не доволен, даже если изобилует собственностью и возможностями. Иисус никогда не заставляет тебя следовать за Ним, никогда. Иисус дает тебе познать Свою волю, от всего сердца дает тебе понимание, но оставляет свободным. И это самое прекрасное, что происходит в молитве: свобода, которую Он дает. С другой стороны, когда мы отдаляемся от Господа, у нас остается какая-то печаль в сердце, какой-то беспорядок.

Распознать то, что происходит внутри нас, нелегко, потому что внешность обманчива, но близость с Богом деликатно развеивает сомнения и страхи, и наша жизнь становится все более восприимчивой к Его «мягкому свету», как прекрасно выразился святой Джон Генри Ньюмен.

Святые сияют отраженным светом и простыми жестами в течение дня показывают любящее присутствие Бога, который делает невозможное возможным. Говорят, что любящие супруги, которые долгое время прожили вместе, со временем становятся похожими друг на друга. Примерно то же самое можно сказать и о сердечной молитве. Постепенно, но эффективно, она увеличивает нашу способность распознавать и выделять драгоценное совершенно естественно, как будто что-то исходит из глубины нашего существа. Пребывать в молитве не значит говорить слова, слова, нет: молиться значит открыть свое сердце Иисусу, приблизиться к Иисусу, позволить Иисусу войти и ощутить Его присутствие. И именно в этом месте мы можем распознать, когда Иисус рядом, а когда мы пребываем в своих мыслях, часто очень далеких от того, чего Он хочет.

Попросим дабы Господь сподобил нас жить в дружеских отношениях с Ним, «как друг говорит с другом» (см. св. Игнатий Лойола, Духовные упражнения 53).

Я знал одного старого брата-монаха, который был привратником в школе-интернате, и вот он, когда только у него была возможность, подходил к часовне, смотрел на алтарь и говорил: «Привет», потому что Иисус был близко. Ему не нужно было говорить бла-бла-бла, нет: «Привет, я рядом с Тобой, и Ты рядом со мной».

Свойством наших отношений в молитве должна быть близость, эмоциональная близость, как между братьями и сестрами, близость с Иисусом.

Улыбка, простой жест, не проговаривание слов, которые не доходят до сердца. Как я уже сказал, разговаривайте с Иисусом, как друг разговаривает с другом.

Мы должны просить об этой благодати друг для друга: дабы мы видели в Иисусе самого близкого и верного Друга, Который не шантажирует нас и, самое главное, никогда не бросает, даже когда мы отдаляемся от Него. «Он остаётся у дверей нашего сердца». «Нет, я ничего не хочу о тебе знать», — говорим мы. А Он молчит. Он остается рядом, на расстоянии вытянутой руки, потому что Он всегда верен. Давайте же идти вперед с этой молитвой, можно назвать ее «молитвой приветствия», молитвой открытого сердца ко Господу, молитвой любви, молитвой близости – с немногочисленными словами, но с поступками и добрыми делами. Спасибо.

Папа Франциск. Общая аудиенция, 28 сентября 2022 г.

Источник: General Audience of 28 September 2022 — Catechesis On Discernment: 3. The elements of discernment. Familiarity with the Lord | Francis

Библиотека: Цикл катехез о распознавании Папы Франциска