В двух последних катехезах Папы Франциска о духовном распознавании речь шла о важности молитвы и лучшего познания себя. Сегодня мы рассмотрим третий существенный элемент распознавания, которым является желание – глубокое стремление к счастью и полноте жизни, которое живет в человеческом сердце. В нашей духовной традиции желание является выражением нашей врожденной тоски по Богу и миру, который может дать только Он. Другими словами, желание – это своего рода компас, который направляет жизнь к конечной цели. В Евангелии Иисус часто спрашивает тех, кто ищет чуда, о том, чего они на самом деле желают. Наш собственный диалог с Господом в молитве помогает нам сформулировать наши самые сокровенные желания и позволить Ему совершать чудеса благодати и исцеления. В конце концов, величайшее желание Иисуса состоит в том, чтобы сделать нас причастниками Его божественной жизни и дать возможность обрести в Нем наше вечное счастье.

***

Дорогие братья и сестры, доброе утро!

На протяжении последних катехез мы рассматриваем элементы распознавания. После таких его элементов, как молитва и самопознание, я хотел бы поговорить об очередном незаменимом, так сказать, «ингредиенте» распознавания: желании. По сути, распознавание – это форма поиска, а поиск всегда начинается там, где нам чего-то не хватает, но о чем мы так или иначе знаем, интуитивно это чувствуем.

Что это за знание? Речь идёт о желании, которое, по мнению духовных учителей, является стремлением к полноте, никогда не находящим полного удовлетворения: это знак Божьего присутствия в человеке. Такое желание не сиюминутно, нет. Итальянское слово desiderio происходит от очень красивого латинского термина, что интересно само по себе: de-sidus, буквально «отсутствие звезды». Желание – отсутствие звезды, отсутствие точки отсчета, которая ориентирует жизненный путь; возникает болезненное чувство нехватки и вместе с тем – напряжение на пути к благу, которого не хватает. Таким образом,

желание – это компас, позволяющий понять, где я нахожусь и куда иду; или, скорее, компас, который дает понять, застыл ли я на одном месте или двигаюсь:

человек, который не имеет желаний, – неподвижен, вероятно, болен, как будто мёртв. Компас помогает мне понять, двигаюсь я или стою на месте. Но как это можно распознать?

Искреннее желание глубоко затрагивает струны нашего существа, поэтому оно не угасает перед лицом трудностей и неудач. Это похоже на жажду: не находя напитка, мы не сдаемся: наоборот, поиски всё интенсивнее занимают наши мысли и действия, пока мы не будем готовы – почти с одержимостью – пойти на любые жертвы, чтобы ее утолить. Препятствия и неудачи не подавляют нашего желания, но делают его ещё сильнее.

В отличие от сиюминутного порыва или эмоции, желание длится долго и стремится к тому, чтобы конкретизироваться. Когда, например, молодой человек хочет стать врачом: ему придётся посвятить годы учёбе и практике, в чём-то ограничивая себя, говоря «нет» – прежде всего другим направлениям учебы, но также разным развлечениям и занятиям, особенно в периоды наиболее интенсивной учебы. Однако желание придать своей жизни направление и достичь цели – стать врачом, как в нашем примере, – позволяет ему справляться с трудностями. Желание делает тебя сильным, делает смелым, заставляет идти вперед, потому что ты хочешь оказаться там, где сможешь добиться желаемого.

Ценность, когда она привлекательна, вызывает восхищение и её легче достичь, а мудрое изречение гласит, что «прекрасно быть добрым, но важнее желание стать таким». Быть добрым – привлекательное качество, все мы хотим быть добрыми, но есть ли у нас желание стать такими? 

Поразительный факт: прежде чем совершить чудо, Иисус часто спрашивает человека о его желании. «Хочешь быть здоровым?» Иногда этот вопрос кажется неуместным: видно же, что человек болен! Например, во время встречи с паралитиком у Овчей купели. Больной находился там уже много лет и никак не мог выбрать подходящего момента, чтобы окунуться в воду. Господь спрашивает его: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин 5,6) К чему такой вопрос? Тем не менее, ответ паралитика раскрывает ряд странных противодействий исцелению, которые касаются не только его. Вопрос Иисуса был призывом к ясности в сердце человека, подготовкой к восхождению на новый уровень, чтобы он больше не думал о себе как о «паралитике», которого должны нести другие. Однако больной не кажется таким убеждённым.

Ведя диалог с Господом, мы учимся понимать, чего на самом деле хотим от жизни. Паралитик является типичным примером тех, кто говорит: «Да, да, я хочу, хочу», а потом «Нет, не хочу, не хочу, я ничего не буду делать». Желание что-то сделать превращается в иллюзию, и человек не делает ни шагу.

Люди, которые хотят и не хотят. Это плохо. И тот больной, который 38 лет находится у купели, но постоянно жалуется: «Нет, Господи, знаешь, тут такое дело, что когда вода зашевелится – а это момент чуда – приходит кто-то сильнее меня, и, понимаешь, другие сходят в купель, а я опаздываю», – ворчит и жалуется он. Остерегайтесь жалоб, потому что они яд – яд для души, яд для жизни: они мешают желанию расти. Остерегайтесь жалоб. Мы часто жалуемся в семьях: супруги ворчат друг на друга, дети жалуются на отца, или священники на епископа, или епископы на самые разные вещи… Говорю тебе, когда осознаешь, что жалуешься, берегись, чтобы не согрешить, потому что жалобы сдерживают желание и не дают ему расти. 

Часто именно желание определяет разницу между успешным, последовательным, долговечным замыслом и тысячами хлопот и благих намерений, которыми, как говорится, «вымощена дорога в ад».

«Да, я бы хотел, я бы хотела, мне хотелось бы…» – говоришь, но ничего не делаешь. Наша эпоха вроде бы благоприятствует максимальной свободе выбора, но в то же время атрофирует желание (ты хочешь быть постоянно удовлетворенным), сводя его в основном к моментальному порыву. Поэтому нам надо быть внимательными, чтобы желание не угасло. Нас бомбардируют тысячами предложений, проектов, возможностей, которые рискуют отвлечь и не позволяют спокойно оценить, чего мы действительно хотим. Нередко мы видим кого-то, скажем, молодых людей, с телефоном в руке, которые ищут, смотрят… «А ты останавливаешься, чтобы подумать?»«Нет». Всегда направлен вовне, к другому. Желание не может расти в таких условиях; ты живешь моментом, довольствуешься моментом и не жаждешь большего.

Многие люди страдают, ибо не знают, чего хотят от жизни. Вероятно, они никогда не соприкасались со своими самыми сокровенными желаниями, всегда пребывая в неуверенности: «Чего ты хочешь от жизни?»«Не знаю».

Отсюда риск провести своё существование между попытками и ухищрениями разного рода, так ничего не добившись и упустив драгоценные возможности. Именно поэтому определённые перемены, хотя они и желательны в теории, никогда не реализуются, даже если появляется такая возможность

Если бы сегодня Господь обратился к каждому из нас с вопросом, который Он задал слепому из Иерихона: «Чего ты хочешь от Меня?» (Мк 10,51), – и на самом деле Господь спрашивает сегодня каждого из нас: «Что хочешь, чтобы Я сделал для тебя?» – что бы мы ответили? Возможно, мы наконец-то попросили бы Его помочь познать глубокое стремление к Нему, которое Он Сам вложил в наши сердца: «Господи, помоги мне узнать мои желания, пусть я буду мужчиной или женщиной больших желаний». Возможно, Господь дарует силы для их реализации. Это величайшая милость, основа всех других: позволить Господу, как в Евангелии, творить для нас чудеса. «Дай нам желание и возожги его, Господи». 

Потому что и у Него есть великое желание: сделать нас причастниками полноты Своей жизни. Спасибо.

Папа Франциск. Общая аудиенция, 12 октября 2022 г.

Источник: General Audience of 12 October 2022 — Catechesis on Discernment: 5. The elements of discernment. The desire | Francis

Библиотека: Цикл катехез о распознавании Папы Франциска