Цикл катехез о распознавании продолжается темой оставленности, состояния, в котором мы чувствуем внутреннюю тьму, тревогу и отдаленность от Бога и от утешения, которое дает вера. Для нашего духовного роста важно столкнуться с этими темными ночами души и распознать то, что Господь хочет сказать нам через них. Иногда оставленность может означать призыв признать свою греховность и принять Божий дар любви и прощения. Св. Фома говорит, что душа, как и тело, может чувствовать боль, которая заставляет нас осознавать угрозу духовному здоровью. В других случаях опыт оставленности может стать искушением ослабить молитву и дисциплину христианской жизни. И здесь выдающиеся духовные учителя призывают нас не поддаваться этому искушению, а выстоять, зная, что через это испытание Господь приведет нас к большему пониманию Его милосердного замысла для нашей жизни и к более глубокому единению с Ним в вере, надежде и любви.

***

Распознавание, как мы заметили в ходе предыдущих катехез, не является в первую очередь логической процедурой. Оно связано с действиями, а они имеют аффективный оттенок, который нужно уметь распознать, потому что Бог обращается к сердцу. Первым объектом распознавания является духовная оставленность. Что это значит?

Определение оставленности: «Помрачение души, её волнение, влечение к вещам низким и земным, беспокойство по поводу разных искушений и напастей, побуждающих к неверию, оставление без надежды, без любви; когда душа видит себя вполне ленивой, равнодушной, опечаленной и как будто отлученной от Творца и Господа своего» (св. Игнатий Лойола, Духовные упражнения, 317).

Каждый человек в той или иной степени пережил оставленность, и её нужно уметь прочитывать; если же мы спешим избавиться от неё, то рискуем потерять нечто важное, – то, что она хочет нам сообщить.

Никто не желает быть оставленным, печальным: это правда. Напротив, мы все желаем радостной, счастливой, насыщенной жизни, однако это не только невозможно, но и не полезно. Изменение жизни, прожитой в пороках, может начаться с печали, с раскаяния в содеянном, с беспокойных угрызений совести.

Этимология слова «раскаяние» очень красивая: угрызения совести, знакомые всем нам. Раскаяние: буквально это грызущая совесть [по-итальянски mordere], которая не дает покоя. Алессандро Мандзони в романе «Обручённые» оставил замечательное описание раскаяния как возможности изменить жизнь. Речь идёт о знаменитом диалоге, во время которого кардинал Федериго Борромео обращается к Безымянному с поразительными словами:

«“У вас есть для меня добрая весть, а вы так долго заставляете меня томиться?” – “У меня – добрая весть? У меня в душе ад. [] Скажите же, если знаете, что это за добрая весть”. – “А та, что Бог коснулся сердца вашего и хочет обратить вас к себе”, – спокойно отвечал кардинал» (гл. XXIII).

Бог касается сердца, и ты чувствуешь что-то внутри: печаль, раскаяние в чем-то, и это является приглашением встать на новый путь. Божий человек умеет замечать глубинные движения сердца.

Важно научиться читать печаль. Мы все знаем, что такое печаль: каждый из нас. Но знаем ли мы, как понять ее значение? Знаем ли мы, что она значит для меня сегодня? В наше время к ней относятся в основном негативно, как к злу, которого следует избегать любой ценой, однако она может быть незаменимым набатом для пробуждения жизни, зовущим исследовать более плодородные ландшафты, – чего не позволяют мимолётность и эскапизм, бегство от реальности. Святой Фома (Аквинский) определяет печаль как душевную боль: подобно телесным нервам, она пробуждает внимание перед лицом возможной опасности или позабытого блага (Summa Theologica  I-II, q. 36, a.1). Поэтому она незаменима для нашего благополучия, она защищает нас, чтобы мы не навредили себе и другим. Было бы гораздо серьёзнее и опаснее не испытывать этого чувства и жить дальше. Иногда печаль действует как светофор: «Стой! Это красный, остановись!».

Для людей, стремящихся творить добро, печаль – это препятствие, которым искуситель хочет их разуверить. В этом случае нужно действовать прямо противоположно соблазну: неуклонно продолжать задуманное (см. Духовные упражнения, 318). Достаточно представить работу, учёбу, молитву, обязательства: если бы мы бросали их, почувствовав скуку или грусть, то никогда бы и ничего не завершили. Этот опыт применим и для духовной жизни: согласно Евангелию, путь к добру узок и каменист, он требует борьбы и победы над собой. Едва мы начинаем молиться или посвящать себя благому делу, – как ни странно, именно тогда на ум приходят вещи, которые нужно срочно сделать – все, чтобы не молиться и не делать добрых дел. Всем нам это знакомо. Для тех, кто хочет служить Господу, очень важно не сбиться с пути из-за духовной оставленности и мыслей вроде: «Нет, не хочу этого, это скучно…». К сожалению, некоторые люди решают отказаться от молитвенной жизни или от принятых решений, брака или монашества, движимые отчаянием, не задержавшись прежде на анализе этого состояния, и особенно без помощи проводника.

Мудрое правило гласит: пока ты находишься в состоянии оставленности, ничего не меняй. Именно будущее, а не настроение момента, покажет, насколько правильным был наш выбор. 

Интересно отметить, что в Евангелии Господь Иисус отвергает искушения с твёрдой решимостью (см. Мф 3,14-15; 4,1-11; 16,21-23). Испытания настигают Его с разных сторон, но всегда, находя в Нем уверенную готовность исполнить волю Отца, они терпят поражение и уже не ставят препятствий. В духовной жизни испытание – важный момент, и Библия прямо напоминает об этом: «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир 2,1). Если хочешь идти добрым путем, приготовься: будут препятствия, будут искушения, будут моменты печали. Это похоже на то, как профессор экзаменует студента: видя, что ученик знает суть предмета, он не настаивает: экзамен сдан. Но студент должен пройти испытание.

Умея проходить через одиночество и оставленность с открытостью и осознанностью, мы выходим из него окрепшими в человеческом и духовном плане. Никакое испытание не превышает наших сил и никакое не превышает наших способностей. Но не убегай от испытаний: посмотри, что означает этот «тест»? Что означает моя печаль: почему мне грустно? Что означает оставленность, в которой я сейчас нахожусь? Почему в оставленности я не могу двигаться дальше?

Святой Павел напоминает, что никто не бывает искушаем сверх своих возможностей, ибо Господь никогда не оставляет нас, и рядом с Ним мы можем преодолеть любое искушение (см. 1 Кор 10,13).

И если мы не осилим его сегодня, поднимемся на ноги в другой раз, пойдём и победим его завтра. Но не оставайтесь мёртвыми, не оставайтесь побеждёнными мгновениями печали и оставленности: двигайтесь дальше. Да благословит вас Господь на этом смелом пути духовной жизни, который всегда является путешествием.

Папа Франциск. Общая аудиенция, 26 октября 2022 г.

Источник: General Audience of 26 October 2022 — Catechesis on Discernment. 7. The subject of discernment. Desolation | Francis

Библиотека: Цикл катехез о распознавании Папы Франциска