Размышляя о формах молитвы, нельзя обойти вниманием молитвенное чтение Священного Писания.

Как сказано в начале Библии, Бог сотворил все через Слово. То же повторяет и евангелист Иоанн, называя Сына Божьего Словом.

Слово, содержащееся в Ветхом и Новом Заветах, становится доступным для нас. Папа Бенедикт XVI в Апостольском обращении «Verbum Domini» отмечает: «Слово Божие лежит в основе всякой подлинно христианской духовности». Это утверждение предлагает нам взглянуть на наше собственное отношение к молитве Божьим словом. Основывается ли моя духовная жизнь на надежном фундаменте? А может, библейские размышления кажутся необязательным украшением, «роскошью», доступной лишь некоторым людям?

Как утверждал св. Амвросий:

«Человек, с верой взяв в руки Священное Писание и читая его вместе с Церковью, словно вновь гуляет с Богом в раю».

Достаточно ли для этого просто открыть Библию? Внешне – да, но за уточнением: «с верой» стоит многовековая традиция Церкви. Сама подготовка и процесс молитвенного чтения будут отличаться от обычного, если человек намерен узнать о событиях и действующих лицах Священного Писания.

Среди различных методов чтения слова Божьего в духе веры наиболее известный – lectio divina. Чтобы кратко напомнить основные этапы этой молитвы, воспользуемся упомянутым выше Апостольским обращением Папы Бенедикта XVI.

Lectio divina «начинается с чтения (lectio) текста, вызывающего вопрос, действительно ли я знаю его содержание: что говорит библейский текст сам по себе? Без этого есть опасность, что текст окажется лишь предлогом не выйти за рамки наших мыслей. Затем следует размышление (meditatio), необходимо задуматься: что нам говорит библейский текст? Теперь каждый лично, не забывая о своей принадлежности к общине, должен позволить тексту затронуть себя и начать дискуссию, поскольку речь идет о словах, произнесенных не в прошлом, а в настоящем. После этого приходит время для молитвы (oratio), предполагающей вопрошание: что мы скажем Господу в ответ на Его Слово? Молитва как просьба, ходатайство, благодарность и хвала – вот первое средство, используемое Словом, чтобы изменить нас. Lectio divina завершается созерцанием (contemplatio), во время которого мы принимаем как дар Бога Его взгляд на оценку реальности и спрашиваем себя: как именно Господь просит нас изменить через обращение наши разум, сердце и жизнь? […] Слово Божие здесь предстает как критерий для различения: оно «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4, 12). Далее, следует помнить, что процесс lectio divina не завершается до тех пор, пока не достигнет действия (actio), подвигающего к тому, чтобы существование верующего стало для других даром в милосердии» (Verbum Domini, 87).

Здесь стоит напомнить и об открытости сердца действию Святого Духа. Эта молитва для соответствующей подготовки особым образом требует заранее определенного времени и внутренней щедрости. Успокоить сердце… Осознать, что Бог ждет меня… Пробудить намерение, «стремление к истинному познанию»… Прочитать Слово медленно и не один раз… Побыть с ним в тишине, поразмышлять, задаться вопросами…

Все элементы lectio divina неслучайны и ценны. Как пишет Папа Бенедикт XVI,

в размышлении мы должны «позволить тексту затронуть себя» и сопоставить себя с ним, «поскольку речь идет о словах, произнесенных не в прошлом, а в настоящем». Вот теперь, когда я молюсь, Божье слово и является «живым и действенным». Не две или тысячи лет назад, а прямо сейчас.

Иными словами, молитвенное познание Священного Писания позволяет актуализировать его содержание в моём сегодня, что, в свою очередь, влияет на мою жизнь. Размышляя над выбранным отрывком, задаемся вопросом: а что со мной? Какие последствия имеет истина, которую открывает Бог, конкретно для меня? Как она проливает свет на прошлое и помогает нам лучше понять его? Что говорит о будущем?

Не оставаться наблюдателем за событиями, не просматривать кино, не вспоминать исторические сведения, не читать как роман с захватывающим сюжетом, ибо этого мало – молитвенное размышление простирается неизмеримо дальше. Мы приглашены внести в библейскую сцену нашу жизнь, наши чувства, нашу уникальность, какой бы она ни была. Мы можем позволить себе стать частью евангельской сцены.

«Библейская история затрагивает тайну моей личности, а моя тайна влияет на историю» (Джон Велтри SJ).

Можно сказать, что текст «протягивает мне руку». Так достигает нас Моисей, возвещающий заповеди Декалога, иногда обращаясь прямо на «ты». Так пророк Исаия рассказывает нам о винограднике своего Друга, призывая к обращению. Так по-прежнему «новый» царь Египта размышляет о планах угнетения Божьего народа, «первенца Моего», как предостерегает его Бог. И этим младенцем, за которым наблюдает Господь, является каждый из нас. Здесь и сейчас. Воскресший Христос идет рядом с нами, хотя города и села, в которые мы спешим, не называются “Эммаус”, а иначе.

Такое восприятие и взаимодействие со Словом дает возможность изменить свою жизнь, пробуждает как минимум желание стать лучше, позволяет расти духовно и встречаться с Богом в реальной жизни, а не в своих иллюзиях.

В действительности во время молитвы может случиться так, что, даже несмотря на желание и усилие, возникает ощущение, как будто ничего не происходит. Именно в такие моменты мы можем ясно понять: молитва является даром Божьим. Даже в смятении и печали важно оставаться в диалоге с Богом, просить Его показать причину такого состояния, смиренно принимая все, что Он открывает, в том числе и Его молчание. В сущности, влияние Бога на нашу душу происходит на недоступной человеческим чувствам глубине. Иногда все, что нужно, это терпение и детская вера в Его непрекращающуюся работу над нами и над миром.

Слово Божие, услышанное сегодня, предполагает действенный ответ — actio. Что значит становиться «для других даром в милосердии»? Давайте поразмышляем над этим вопросом.

Молитва и действие

Если человек воспринимает слово Божие не как информацию или благое пожелание, а как сегодняшний вопрос, призыв, предложение, требующее личного ответа, то библейский текст раскрывает свое прагматическое измерение, тогда он приносит плоды. Поэтому, как отмечает Папа Бенедикт XVI:

«lectio divina не завершается до тех пор, пока не достигнет действия (actio), подвигающего к тому, чтобы существование верующего стало для других даром в милосердии» (Verbum Domini, 87).

На первый взгляд, путь от молитвы к активности кажется довольно коротким: я закрыл Библию, встал и начал отдавать себя в любви. Конечно, Бог может дать ясное видение следующего шага, и тогда важно не медлить и не откладывать. Однако обычно нам нужно некоторое время и настойчивость в молитве. Наверное, многим знакомо глубокомысленное высказывание св. Иоанна Креста: «В вечер нашей жизни мы будем судимы по любви». Точного определения любви не существует, но мы прекрасно понимаем, когда ее не хватает.

Возьмем, к примеру, всего один стих из Библии. «Ты дорог в очах Моих» (Ис 43, 4), – говорит Господь. Чтобы эти слова привели к конкретным действиям, они должны стать молитвой. И потому мы открываемся на Божье присутствие и всем сердцем просим помощи Святого Духа, чтобы осмелиться услышать и принять глубину тех слов, которые Он говорит лично каждому:

ты

дорог

в очах Моих.

Бывает, что сердце настолько «очерствело», что ему нужно повторять снова и снова. Пусть же слова Господа эхом отдаются внутри:

я

дорог

в очах Твоих.

Я – такой как есть, не мифически красивый, я – до дна, без остатка – ценен и важен. Это достоинство неотъемлемо, оно не зависит ни от человеческих, ни даже от собственных оценок. В очах Твоих… Какие Твои очи, Господи? Какие очи у Любви?

Вот лишь небольшой пример молитвенного размышления, в котором опущены некоторые этапы, в частности, исторический контекст пророчества. Несомненно, для лучшего понимания полезно знать, к какой общине и в какое время Бог обращается со Своим Словом. Однако сам по себе этот факт не призывает к личному действию.

Когда же эти слова становятся молитвой, появляется возможность услышать, как Бог произносит каждое имя: «…, ты дорог в очах Моих». Переживание, проживание Божьих слов здесь и сейчас будет влиять на мой ответ, на движение души. Это будет означать усилие, иногда навязчивое, болезненное или пугающее, как прыжок в неизвестность. И где, как не в молитве, придет понимание того, что мы боимся напрасно? Потому что исполнить волю Божию — значит осуществить самые сокровенные желания сердца.

Поверить в Божью любовь — великая благодать. Чтобы получить ее, возможно, понадобится молиться этим отрывком не один день, возвращаться к нему, видеть и радоваться знамениям Божьего присутствия в повседневной жизни. Смотреть с изумлением на других людей, таких же безгранично любимых, и задаваться вопросом: «Господи, как мне любить себя и их так, как Ты?»

Чтение и слушание слова Божьего помогает «слушать» и «читать» реальность. После открытой и глубокой молитвы меняется восприятие событий, обязанностей, потребностей, целей. Даже то, что давно стало обыденностью, наполняется новым духом. Желание действенно откликнуться на Божью любовь приводит к стремлению подражать Господу, перенимать Его взгляд, чтобы вера становилась компасом жизни.

Несомненно, помощью в поиске способов действия могут стать примеры святых и блаженных. Как они жили Евангелием, осуществляли это actio? Прежде всего, как подсказывает нам Папа Бенедикт XVI:

«необходимо посмотреть, где достигнута совершенная взаимность Слова Божия и веры, то есть посмотреть на Деву Марию […]. Ее послушная вера ежеминутно формирует Ее бытие перед лицом инициативы Бога. Она, внимающая Дева, живет в полном согласии с Божественным Словом; сохраняет в Своем сердце события, связанные с Сыном, словно складывая из них целостную мозаику» (Verbum Domini, 27). Мария «умела найти сокровенное звено, соединяющее в великом Божественном замысле кажущиеся разрозненными события, поступки и обстоятельства» (Verbum Domini, 87).

Какие красивые образы: выкладывание мозаики, связывание в единое целое и ответ всей своей жизнью. Можно назвать это искусством плетения красивого узорчатого полотна из отдельных цветных нитей. Один фрагмент, даже одна строчка из Книги Книг, которой мы молимся, подобна нити. Она выглядит тонкой и неважной, но вплетенная в нашу повседневность, может стать началом нового узора. Ничего, если он еще недоступен для глаз. Доверимся глазам Того, Кто смотрит на нас с любовью.

Автор: Тереса ​​Климович

Источник: Малітва Божым словам | Jezuity.by