В прошлых катехезах о распознавании мы увидели важность интерпретации движений нашего сердца, включая состояние «оставленности», внутреннего волнения и неудовлетворенности. Такие моменты являются вызовом для нашего самоуспокоения и стимулом для духовного роста. В случае многих великих святых, например, Августина, чувство внутреннего беспокойства было прелюдией к глубокому обращению. Опыт оставленности может открыть нам глаза, чтобы увидеть вещи в новом свете, оценить благословения, которые мы так часто принимаем как должное, и обрести покой, приближаясь к Господу. Так мы углубляем наши отношения с Иисусом, что приносит не только утешение, но и новые вызовы для возрастания в христианском ученичестве. В моменты оставленности или разочарования давайте воспримем этот опыт как приглашение к более глубокой молитве, более тесному единению со Христом и непоколебимому доверию Его обетованиям.
***
Дорогие братья и сестры, сердечно приветствую вас!
Сегодня мы продолжаем катехезы на тему распознавания. Мы уже знаем, как важно читать свои внутренние движения, чтобы не принимать поспешных решений, спровоцированных мимолетными эмоциями, и чтобы потом не сожалеть о них, когда уже поздно что-то менять. Другими словами, стоит «читать», что происходит, а затем принимать решения.
В этом смысле даже то духовное состояние, которое мы называем оставленностью, когда сердце наполнено мраком и печалью, может стать возможностью для роста. По правде, если не будет немного неудовлетворенности, немного здоровой грусти, здоровой способности жить в одиночестве и быть с собой, не убегая, мы рискуем всегда оставаться на поверхности вещей и никогда не соприкоснуться с сутью своего существования. Оставленность вызывает «непокой в душе»: когда кому-то грустно, то это словно «сотрясение души». Это состояние заставляет нас быть начеку, воспитывает смирение и защищает «от ветров прихоти», а это необходимые условия для жизненного прогресса, а значит, и духовной жизни. В противном случае идеальное, но бесчувственное спокойствие, становясь критерием решений, делает людей бесчеловечными.
Мы не можем игнорировать наши чувства: мы люди, а чувства – часть нашей человечности. А без понимания чувств мы не были бы людьми. Более того, не проживая свои чувства, мы можем стать равнодушными к страданиям других и неспособными принять свои собственные.
Не говоря уже о том, что такого «совершенного покоя» нельзя достичь безразличием. Такая стерильная дистанция: «Я ни во что не вмешиваюсь, я держу дистанцию». Это не жизнь – словно мы в лаборатории, под замком, чтобы не заразиться микробами и болезнями. Для многих святых беспокойство стало решающим импульсом к кардинальным переменам. Искусственный покой не приносит пользы, тогда как здоровое беспокойство – это хорошо, беспокойное сердце – это сердце, которое ищет свой путь. Так было, например, у Августина Блаженного, Эдит Штайн, Джузеппе Коттоленго, Шарля де Фуко. Важные решения имеют цену, которую назначает жизнь, и эта цена доступна каждому. Суть в том, что важные выборы не выпадают в лотерее, нет. У них есть цена, и ты должен ее заплатить – заплатить сердцем. Это цена решения, цена определенных усилий. Выбор не дается бесплатно, но его цена доступна каждому. Каждый из нас должен заплатить за свое решение, чтобы избавиться от состояния равнодушия, которое всегда нам мешает.
Оставленность – это также приглашение к бескорыстию, к тому, чтобы не действовать всегда и исключительно ради эмоционального удовлетворения. Оставленность дает нам возможность расти, начинать более зрелые и прекрасные отношения с Господом и ближними, отношения, которые не сводятся к простому обмену: давать и иметь. Давайте теперь поразмышляем о времени, когда мы были детьми. В детстве мы часто ищем родителей, чтобы получить от них игрушку, деньги на мороженое, разрешение: мы ищем их ради собственной выгоды. Однако самый большой подарок – это они, родители, и мы понимаем это по мере взросления.
На это немного похожи многие наши молитвы о благодеяниях, обращенные к Господу, но без какого-либо реального интереса к Нему.
Мы приходим просить, просить и ещё раз просить Господа. В Евангелии отмечается, что Иисуса часто окружало множество людей, которые искали Его ради чего-то, – для исцеления, материальной помощи, но не для того, чтобы просто побыть с Ним.
Его теснили толпы, но Он оставался один; некоторые святые и художники размышляли над этим состоянием Иисуса. Может показаться странным, нереальным спросить Господа: «Как Ты?», однако это прекрасный способ вступить в настоящие, искренние отношения с Его человечностью, с Его страданиями, даже с Его одиночеством. С Ним, с Господом, Который захотел в полной мере разделить с нами Свою жизнь.
Нам полезно научиться пребывать рядом с Господом без всякой иной цели, как это происходит с любимыми людьми. Мы хотим узнавать их всё больше и больше, потому что нам хорошо с ними.
Дорогие братья и сестры, духовная жизнь – это не техника, которую мы можем освоить, и не программа «внутреннего благополучия», которую мы должны планировать сами. Нет. Духовная жизнь – это отношения с Живой Личностью, с Богом, которого невозможно свести к нашим категориям. И оставленность является самым ясным ответом на довод, будто опыт Бога – это форма внушения, элементарная проекция наших желаний. Оставленность – это состояние, когда, ничего не чувствуя, пребывая во мраке, ты все еще ищешь Бога в оставленности. В таком случае, если бы Он был проекцией наших желаний, ничто не мешало бы нам жить по нашему плану и мы были бы всегда счастливы и довольны, «как заевшая пластинка». Однако те, кто молится, понимают, что результаты непредсказуемы: переживания и отрывки из Библии, которые часто волновали, сегодня не вызывают отклика. И так же неожиданно опыт, встречи и чтения, на которые человек не обращал внимания или предпочитал обходить, – например, опыт Креста, – приносят нежданный покой.
Не бойся оставленности; стойко встреться с ней лицом к лицу. Не избегай. И постарайся в оставленности найти сердце Христа, найти Господа. И ответ всегда придет.
Поэтому перед лицом трудностей никогда не падай духом, но стойко переноси испытания с помощью Божьей благодати, которая никогда не подводит. Если же мы слышим внутри себя настойчивый голос, который хочет отвратить нас от молитвы, давайте научимся разоблачать его как голос искусителя и не поддаваться его действию: будем делать прямо противоположное тому, что он нам внушает! Спасибо.
Папа Франциск. Общая аудиенция, 16 ноября 2022 г.
Библиотека: Цикл катехез о распознавании Папы Франциска
Свежие комментарии