Мф 21, 33-43

Иисус сказал первосвященникам и старейшинам: Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдём, убьём его, и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.

Насилие в Божьем винограднике 

Сегодняшняя притча Господа Иисуса, если мы внимательно ее послушаем и проникнемся ее содержанием, вызывает тревогу и беспокойство. Речь идет о насилии и необъяснимой агрессии людей, и хотя наш Господь использует аллегорию, чтобы сказать об отношениях между Богом и избранным народом, Он ссылается на очень конкретную суровую реальность. Хотелось бы думать, что подобные факты насилия остались где-то в далеком прошлом, но, к сожалению, даже сегодня в нашем обществе мы становимся свидетелями агрессии человека  по отношению к своему ближнему – и даже к самым близким – которой невозможно найти оправдание. Слово Божье не игнорирует эту печальную и трагическую действительность и не позволяет нам закрывать на нее глаза, делая вид, что ее не существует, банализируя человеческую трагедию. Именно через свет слова Божьего мы обретаем способность смотреть на зло, которое стало частью истории человечества и обезобразило красоту творения, не поддаваясь искушению мести и ненависти и не теряя надежды на окончательную победу любви и добра. 

Сегодняшние чтения помогают нам осознать одну очень важную истину касательно Божьего ответа на зло. Как в аллегории виноградника из Книги Исаии, так и косвенно в словах Господа Иисуса (и во многих других библейских текстах) есть предсказание наказания от Бога в ответ на непослушание Его «партнеров» – людей. Очень важно уметь правильно читать и интерпретировать эти и подобные утверждения в Священном Писании: Бог никогда не наказывает человека, не «мстит» кому-либо за зло (даже если так человеческий язык описывает Его действия). В этом просто нет надобности, потому что наказание за зло «заложено» в самом злом поступке. Образно говоря, нечестивый «падает в яму, которую приготовил [для другого]» (ср. Пс 7,16). Бог – слава Ему за Его милосердие! – стремится не наказать человека, а спасти его, и потому не позволяет последствиям зла в полной мере стать реальностью. Если же Бог позволяет проявиться последствиям зла в жизни человека, то это происходит для того, чтобы человек одумался и вернулся на путь истинный. Однако время для обращения не длится бесконечно. 

Моя жизнь – моя и не моя

Откуда же берется агрессия и насилие среди нас? В своей притче Господь Иисус дает аллегорический ответ: насилие со стороны виноградарей порождается желанием владеть виноградником, который им дан для пользования и для того, чтобы принести плоды. По замыслу Бога в самом начале человек был послан в Эдемский сад, чтобы работать в нём, заботиться о творении Бога. Человек не раб, а сотрудник Бога, от которого все получает в дар. Когда мы забываем про то, что не мы сами себя создали, что все в нашей жизни – дар Бога, когда начинаем считать жизнь своей исключительной собственностью и «вкладываем» нашу ценность в количество добытого для себя, тогда мы отделяем себя от источника истинного добра и выходим на орбиту зла. Моя жизнь – одновременно моя и не моя. Моя, потому что только я могу существовать в своем теле, мне дана свобода, я несу ответственность за свой выбор, у меня есть столько возможностей… Но она и не моя, потому что я в корне зависим от другой сотворенной реальности и прежде всего от самого Создателя, хоть Он и невидим для обычного зрения; я не владею до конца своей жизнью, потому что не могу дать себе вечность – только вечный Бог имеет эту силу.

Бог поместил меня и тебя в Свой виноградник, вложив частицу Своей божественной славы и красоты, чтобы мы могли радоваться и умножать эту славу и красоту, приносить добрые плоды, сотрудничая с Его даром. Во втором сегодняшнем чтении мы слышим от св. апостола Павла примеры плодов, ценных в глазах Бога: добродетели и все, что «истинно, честно, справедливо, чисто, любезно, достославно» и похвально. К этому стоит стремиться, такие плоды приносить в своей жизни во славу Божию. 

Так, как в плохом поступке «автоматически» содержится наказание за него и духовная смерть, так же, наоборот, в хороших плодах ради Царства Божьего находится благословение и жизнь, которая простирается в вечность. Если мы живем в соответствии с логикой дара, то мы стремимся поделиться полученным даром, который, как это ни парадоксально, от этого не уменьшается, а наоборот становится больше. Эта логика достигает своей кульминации в даре собственной жизни: жизни, день за днем, час за часом посвященной Богу и ближнему в жертвенной любви.

«Камень, который отвергли строители, сделался главою угла»

В сегодняшней притче хозяин ведет себя странно: после того, как он послал множество слуг к виноградарям, он дает работникам последний шанс, послав к ним своего сына. В образе сына хозяина Иисус предсказывает, что произойдет с Ним самим: Он будет схвачен и жестоко убит. Но это не конец истории; то, что происходит дальше, звучит из уст Иисуса в цитате из пасхального псалма (Пс 117,22): «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла». Это пророчество, которое впоследствии стало для христиан одним из самых выразительных способов кратко рассказать о сущности спасительной Пасхи Христовой, в тот момент слушатели Иисуса не могли понять. Именно смерть и воскресение Иисуса являются ответом Бога на зло: Бог выбирает и посылает не только пророков, но и отдает Своего возлюбленного Сына, стремясь спасти человека, давая нам еще один, последний шанс. Сын Божий добивается для нас победы над злом Своей жертвенной любовью, отдавая жизнь за нас, кого принимает как Своих братьев и сестер. Он – Агнец Божий, Который таким образом взял на Себя и снял с нас бремя греха, зла и смерти, и делает это снова и снова в Евхаристии. Отдавая нам Свою любовь и всего Себя, Сын Божий делает нас способными «побеждать зло добром» (ср. Рим 12,21) и таким образом уже сейчас участвовать в Его воскресшей жизни. Иисус, победитель смерти, – краеугольный камень всей истории человечества, Он и сегодня является опорой для всех, кто верит в Него как своего Спасителя. Пусть Он Своим Святым Духом позволит нам сегодня жить Его любовью, чтобы благодаря ей мы становились победителями над всяким злом.

 

О. Виктор Жук SJ