Сегодня на воскресной литургии мы начинаем читать «Нагорную проповедь» в Евангелии от Матфея — пожалуй, самую известную речь Иисуса. В течение следующих нескольких недель мы услышим ее продолжение, но сегодня для нас звучат ее самые первые слова. Очень показательно, что Господь Иисус начинает свою проповедь с того, что девять раз повторяет слово «блаженный» – «счастливый»: все, что он тут и далее расскажет своим слушателям, является «рецептом» счастья.

Во многих языках, а также в литургии св. Мессы, евангельское слово «счастливый» переводится как «блаженный» или «благословенный» (например, перед Причащением священник восклицает: «Блаженны, званые на брачную вечерю Агнца!» — это цитата из книги Апокалипсиса (19,9), где в оригинале мы находим то же слово «μακαριοι»). Это слово хорошо передает другой аспект счастья: оно является именно благословением, даром, который исходит от Бога, а без Бога счастье — эфемерная, хрупкая подделка. Когда мы пытаемся вслушаться в благословения Христа или «заповеди счастья», нам нужно иметь в виду оба измерения того, о чем говорит Господь: они являются истинным путем к счастью и в то же время указывают на его источник — Бога. С другой стороны, стоит осознавать, что в большей или меньшей степени мы являемся заложниками того «приземленного» понимания счастья, которое диктует поп-культура, или, другими словами, «сей мир», как его называет Слово Божие. Такое понимание мешает нам вкусить «молодое вино», которое предлагает Иисус через свое учение (ср. Лк 5,39). Будем честны, новизна Христова Евангелия поражает нас: положение дел, которое Он описывает, в корне отличается от нашего обычного восприятия и образа действий. Вместе с апостолом Петром мы, наверное, не раз хотели бы спросить нашего Учителя: «До семи ли раз» следует прощать (Мф 18,21); нужно ли страдать ради Евангелия (ср. Мф 16,22); нет ли более легкого пути быть гражданами Царства Божия, чем соответствовать таким высоким нравственным стандартам?.. Не нужно скрывать от Господа, что очень часто мы не в состоянии спонтанно реагировать так, как Он учит, что нам хочется какого-то более простого решения. Такая искренность необходима для того, чтобы, глядя на пример самого Иисуса – и с Его помощью – все-таки вкусить «молодое вино» Евангелия.

Новый закон – или портрет Учителя?

Ошибка, которую очень ловко использует наш враг, дьявол, состоит в том, чтобы понимать учение Иисуса как некую новую версию «закона», подобного тому, что Моисей получил на горе Синай. В своих посланиях св. Павел очень красноречиво передал свою (и, пожалуй, общечеловеческую) борьбу с самим принципом религиозного закона в фарисейском стиле (см. Рим 7), с его бременем в виде свода правил, которые нам нужно в совершенстве исполнять своими силами. Через Евангелие Иисус приглашает нас «отплыть на глубину» нашего бытия (ср. Лк 5,4), но в этом усилии он не оставляет нас с нашими ограниченными возможностями, устанавливая невероятно высокую нравственную планку. Благословения счастья — это прежде всего портрет самого Иисуса, «кроткого и смиренного сердцем» (Мф 11,29), который «обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою» (ср. 2 Кор 8,9); который плакал об Иерусалиме (Лк 19,41), был гоним с первых дней жизни, хотя и пришел принести мир и научить справедливости (Мф 2,14; Лк 2,14; Мф 6,33); который пришел показать людям милостивый лик Отца (Лк 15)… Наша задача как христиан, учеников Христовых – не в том, чтобы вести себя по какому-то абстрактному алгоритму или своду правил, а чтобы подражать Учителю и идти рядом с Ним, быть в тесной личной связи с Ним. Наш путь к счастью состоит в том, чтобы признать, что мы сами по себе не владеем ключами от него: не знаем, как достичь Царства, для которого мы созданы, как по-настоящему удовлетворить тоску души, познать милость и утешение, научиться видеть Бога и получить долю в наследии новой земли и нового неба. Сами по себе мы стремимся исключительно к реализации собственных амбиций в этом мире, ограничиваем свой кругозор тем, что можно получить для своего комфорта и славы – даже ценой интересов тех, кто рядом… В этом ключе, призыв «радоваться и веселиться», наследуя духовную нищету, печаль из-за торжества зла и греха, кротость, стремление к справедливости и миру, милосердие, чистота сердца и помыслов, готовность страдать ради победы добра будут казаться безумием, а не счастьем. Только в школе Небесного Учителя мы учимся, в чем состоит наше истинное счастье и как добиться той награды, которая на следующий день (или через много лет) не будет истреблена молью или ржавчиной (ср. Мф 6,20). 

Благословение заповедей, которое действует в нас

Здесь невозможно подробно останавливаться на каждой из заповедей счастья, с которыми Иисус обращается к нам сегодня, но мы можем прежде всего попытаться понять, как содержащееся в них благословение уже действует в нас по благодати Святого Духа. В это трудное время нет ли в наших сердцах печали о тех, кто страдает от ужасов войны, насилия, гонений, о которых мы ежедневно узнаем из новостей или из личных историй? Пытаемся ли хотя бы через пост и молитву способствовать делу мира, если бессильны каким-либо другим образом повлиять на положение дел? Выбираем ли в конфликтных ситуациях кротость (что не означает пассивности и не противоречит твердости или благоразумной настойчивости) вместо гнева, крика, агрессии, потому что верим, что зло нужно побеждать добром (ср. Рим 12,21)? Были ли жертвой несправедливых обвинений или даже фактического преследования, хотя никому не причиняли зла? Стараемся ли даже в таких обстоятельствах прощать и быть милосердными, потому что сами испытали исцеляющую силу прощения? Не жаждем ли торжества справедливости для народов и для каждого обиженного человека, хотя иногда нам и трудно до конца понять, что есть «правда (т.е. справедливость) Царства Божьего»?..

Наверняка, есть большой простор для роста на этих и других (духовной нищеты и чистоты сердца) путях к горе Божьего счастья. Духовная нищета означает признание того, что мы всё получили от Бога и нам нечем хвалиться (ср. 1 Кор 4,7), а также окончательную надежду только на спасение Божие и желание иметь сердце, свободное от неупорядоченных привязанностей ко всему, что может стать идолом. Чистое сердце означает стремление во всем служить только Богу и Его славе, в том числе при общении с Его детьми – нашими ближними, братьями и сестрами, избавляясь от корыстных интересов и нечистых намерений использовать другого человека для своих целей или удовольствия.

Да почувствуем любящую и сострадательную поддержку нашего Учителя на этом пути в Царство Божье, Который сделал Свою жизнь даром другим и таким образом показал и нам, как наша жизнь может достичь полноты, выходя за пределы наших представлений о личных достижениях. В конце этого захватывающего путешествия наши лица «воссияют, как солнце» (Мф 13,43), «потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин 3,2).

Автор: Виктор Жук SJ

Изображение: Карл Генрих Блох, «Нагорная проповедь», 1877