Святой Жозе́ ди Аншие́та (порт. José de Anchieta, 1534-1597) – иезуитский миссионер с Канарских островов, одна из крупнейших фигур в истории и культуре колониальной Бразилии в течение первого столетия после ее открытия португальцами. Один из основателей городов Сан-Паулу (25 января 1554 года) и Рио-де-Жанейро (1 марта 1565 года). Писатель и поэт, признанный основоположник бразильской литературы. Составил первую грамматику языка тупи. За огромный вклад в дело просвещения и христианизации бразильских индейцев получил прозвище «Апостол Бразилии». День Аншиеты (9 июня) с 1965 года отмечается в Бразилии как национальный праздник.
Жозе родился в Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна, на Тенерифе, одном из Канарских островов, 19 марта 1534 года. Его родителями были Хуан де Анчиета и Менсия Диас де Клавихо. Отец был землевладельцем из Уррестильи (Страна Басков), бежавшим на Тенерифе из-за участия в неудачном восстании комунерос против испанского короля Карлоса I (Император Священной Римской империи Карл V). Его двоюродным братом был Бельтран Яньес де Оньяс-и-Лойола – отец Игнатия де Лойолы. Мать принадлежала к богатому семейству еврейского происхождения. Начальное образование Жозе получил у монахов-доминиканцев. В детские же годы он впервые ощутил свое религиозное призвание. Помимо Жозе духовный сан впоследствии приняли также его единоутробный брат Педро Нуньес и родной брат Кристобаль.
В пятнадцать лет Жозе уже овладел латынью. Родители отправили его учиться в Португалию, в университет Коимбры, предпочтя его всем университетам Испании. Там его захлестнула волна, заливавшая весь университетский мир, и 1 мая 1551 года, завершив курс логики, он поступил в процветающий новициат Общества Иисуса в Коимбре. После окончания новициата в 1553 году, через шесть дней после принесения первых обетов, он отплыл в Бразилию.
Миссия
Это поручение имело любопытную историю. Он страдал болезнью, которая поражала кости и деформировала тело. Считалось, что бразильский климат может оказать на него целительное влияние. Настоятель, Мигель де Торрес, был в нерешительности. Тогда Аншиета попросил его послать его в Новый Свет, и его предложение было принято.
13 июля 1553 года они пристали к берегу в Сальвадоре, в Баии. Там они провели около трех месяцев, и в эти три месяца Аншиета начал изучать язык индейцев тупи (впоследствии он овладел им до такой степени, что написал грамматику, катехизис, буклеты для подготовки индейцев к крещению, к исповеди и к благой кончине и несколько очень удачных гимнов и пьес).
В октябре он отправился в Сан-Висенти, столицу одного из десяти капитанств. Он прибыл туда в сочельник. Настоятель о. Нобрега сразу же поручил ему участие в новом деле, которое планировал: в работе в деревне Пиратининга и в школе Сан-Паулу. Группа новоприбывших поселилась в маленькой бедной хижине, построенной для них индейцами гуаянас по приказу их касика Чибириса между небольшими реками Тамандуатеи и Аньянгабау – притоками реки Тьете. На следующий день, 25 января, в праздник Обращения св. Павла, была отслужена первая месса в Пиратининге, а новое жилище посвящено Апостолу язычников. Вместе со своими товарищами-иезуитами Аншиета в течение десяти лет занимался там христианизацией, катехизацией и образованием индейцев. Коллегия Сан-Паулу-ди-Пиратининга вскоре стала центром процветающего поселения, в первый год своего существования насчитывавшего 130 жителей, 36 из которых приняли крещение.
В 1563 году Нобрега избрал Аншиету своим помощником для крайне непростой миротворческой миссии. Не в силах более сносить жестокости португальских колонизаторов, индейцы, населявшие побережье современных штатов Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Эспириту-Санту образовали так называемую «конфедерацию тамойос», вскоре заключившую союз с французскими колонистами-гугенотами, провозгласившими колонию Антарктическая Франция и основавшими форт Колиньи в заливе Гуанабара под предводительством вице-адмирала Николя Дюрана де Виллеганьона.
Начиная с 1562 года нападения тамойос поставили под угрозу само существование капитании Сан-Висенти. Нобрега и Аншиета предприняли путешествие в селение Ипероиг (современный город Убатуба, штат Сан-Паулу) и вступили там в мирные переговоры с индейцами тупинамбас (занимавшими господствующее положение в конфедерации) с целью предотвратить их дальнейшие нападения на Сан-Висенти.
Ключевую роль в этих переговорах сыграло великолепное знание Аншиетой языка тупи-гуарани. На протяжении пяти месяцев Аншиета оставался добровольным заложником тамойос, в то время как Нобрега для завершения переговоров вернулся в Сан-Висенти в сопровождении Куньямбебе – сына касика тупинамбас. Во время пребывания в Ипероиге Аншиете несколько раз едва удалось избежать смерти от рук индейцев-каннибалов.
Находясь в индейском плену, Аншиета сложил свою знаменитую поэму De Beata Virgine Dei Matre Maria, более известную как Поэма Деве. Не имея бумаги, он, согласно легенде, каждое утро записывал двустишия на прибрежном песке и заучивал их наизусть, и лишь намного позже смог перенести более чем 4 000 строф на бумагу.
Переговорный процесс завершился заключением Ипероигского мира – первого мирного договора между индейцами Нового Света и европейцами, который фактически клал конец конфедерации тамойос и устранял на том этапе франко-индейскую угрозу для португальских колоний. Самым захватывающим моментом этого этапа миротворческого процесса стало объятие мира, которым обменялись тупи и тамойо в иезуитских церквях – сналала Итаньяэна, а затем Пиратининги. При втором событии присутствовало около трехсот тамойо. Встав на скамью, один из тупи провозгласил, что убил много тамойо, но теперь, из любви к Христу, оставляет мятежных тупи и хочет говорить не о войне, но о мире и дружбе.
Второй этап, заключение мира с индейцами-тамойо из Рио, произошел лишь в 1565 году. Это также случилось по инициативе и при деятельном участии Нобреги и его «правой руки», Аншиеты. Эта, вторая, часть договора включала в себя также основание города Рио-де-Жанейро после завоевания форта, занятого французами.
Настоятель и провинциал
В 1567 году 32-летний Аншиета был рукоположен в священники и позже в том же году был назначен настоятелем иезуитских домов в Сан-Висенти и Сан-Паулу, пребывая в этой должности до 1577 года – десять лет, исполненных миссионерского труда. Он пересек горную цепь Паранапиакаба по той тропе, которую проложил в 1560 году, и посетил деревни, основанные с тех пор. Он улаживал ссоры, посещал и утешал семьи и нес людям слово Божие.
Те десять лет, когда он был настоятелем, были отмечены поразительным нравственным и духовным преуспеянием капитанства Сан-Висенти и приуготовили путь для его экономического развития. «Его жители, – писал в 1585 году визитатор Говейя, – подобны детям Общества, которое они очень любят и почитают».
8 апреля 1577 года Аншиета принес последние обеты и был в конце того же года назначен провинциалом Общества Иисуса в Бразилии, занимая эту должность в течение 10 лет. Он вступил в должность в страхе и трепете, но ни в чем не изменил своим обыкновениям: он продолжал «помогать в наставлении индейцев», как сам он это называл, когда только позволяли должностные обязанности. «С ними я уживаюсь лучше, чем с португальцами, потому что ведь это к ним, а не к португальцам, я приехал в Бразилию».
Он также продолжал, как и прежде, жить просто, не зазнаваясь и никому не причиняя беспокойств. Во время морских путешествий он бодрствовал ночи напролет, чтобы могли отдохнуть другие, и почти все время проводил в молитве. Обходя деревни, он путешествовал пешком и босиком и никогда не позволял индейцам носить себя на плечах или возить на коне в связи с болезнью позвоночника. Аншиета не изменил этим привычкам даже на пороге смерти.
Он руководил развитием миссии, основывал новые деревни, учреждал новые миссионерские пункты, предпринял первые шаги к основанию будущих парагвайских редукций, открыл «госпиталь» la Misericordia в Рио-де-Жанейро, у входа в который по сей день стоит статуя в память о нем, и поставил незабываемые представления о страстях Христовых, но прежде всего, лично поддерживал связь с подчиненными, для чего несколько раз обошел всю Бразилию вдоль и поперек.
Несмотря на свое слабое здоровье и тяготы долгого пути по суше и по морю, Аншиета много путешествовал, преодолевая огромные расстояния в пределах территории современных штатов Рио-де-Жанейро, Баия, Эспириту-Санту и Сан-Паулу, посещая каждую из иезуитских миссий. Невзирая на змей и диких животных, он предпринимал многочисленные экспедиции по неизведанным лесам в поисках индейских племен, еще не охваченных христианской проповедью.
Но каким он был провинциалом? Для некоторых – слишком мягким, да и действительно суровости он предпочитал доброту. Но сама его доброта, честность и дальновидность, которой он славился, принесли ему всеобщее уважение. Визитатор отозвался о провинциале следующим образом: «Он – верный, благоразумный и смиренный человек, любимый всеми; ни у кого нет на него никаких жалоб, и я тоже не нахожу в нем ничего заслуживающего порицания».
В 1587 году Аншиета был освобожден от должности по собственной просьбе, однако затем еще возглавлял Коллегию в Витории (Эспириту-Санту) до 1595 года. Там он был отцом и индейцам, и португальцам, неустанным катехизатором, ревностным проповедником, советником правителей, утешителем страждущих. Множество писем, исполненных богатейшего духовного содержания, а также многие его литературные произведения на языке тупи, испанском и португальском относятся именно к этому периоду.
В 1595 году, в связи с ухудшением здоровья, Аншиета смог, наконец, удалиться на покой в Реритибу, где скончался двумя годами позднее. В мае 1597 года он почувствовал, что смерть близка, и тогда сильно трясущейся рукой он написал свою последнюю проповедь жителям Эспириту-Санту и всей Бразилии о благочестии к Пресвятой Деве Марии. Она завершается временным прощанием с ними до вечной встречи на небесах.
После его смерти индейцы на своих плечах отнесли его тело в Виторию, где он был похоронен в церкви Сан-Тьяго. Апостольский администратор Рио-де-Жанейро Бартоломеу Симойнш Перейра, совершавший похоронные обряды, провозгласил его апостолом Бразилии.
Жозе ди Аншиета был беатифицирован в июне 1980 года Папой Иоанном Павлом II и канонизирован в апреле 2014 года Папой Франциском.
Наследие
Во времена, когда Церковь все яснее осознает некоторые аспекты работы миссионеров, которые, будучи освещенными Евангелием, ведут к новым направлениям и видам деятельности, объединяющим общечеловеческий и христианский прогресс, личность и дело о. Аншиеты проливают новый свет на наши усилия и становятся источником вдохновения, указывая нам путь. Как неотъемлемые составляющие евангельской проповеди, темы инкультурации и общественного развития обретают в лице апостола Бразилии своего подлинного основоположника.
Как мы видели, самой поразительной чертой жизни Аншиеты было его постоянное стремление приблизиться и приспособиться, насколько это возможно, к особенной ситуации тех, кого он хотел привести – и приводил – ко Христу. С этой целью и благодаря своему усердию он сумел изучить очень трудный язык индейцев. Кроме того, он полностью разделял их образ жизни и постепенно научился понимать их мышление и привычки, замечать и ценить их качества, отмежевывая их от всего, что нельзя было примирить с Евангелием и с христианским образом жизни. Его знаменитый катехизис, который так много привнес в процесс обращения народов Бразилии, – один из ярчайших примеров его миссионерской тактики. Кроме того, нельзя недооценивать его успешные попытки распространения и углубления христианского благочестия среди новообращенных при помощи паралитургических служб, прекрасно приспособленных к их образу мыслей, чувствам и способам их выражения; напротив, их следует в полной мере оценить и развивать далее.
Сегодня крепнет убеждение, что развитие человека, особенно в области социальной справедливости, является неотъемлемой составляющей евангельской проповеди Церкви. Мало кто из священников сделал столько, сколько Аншиета, чтобы найти пути и средства для постепенного улучшения условий жизни его Brasi – не только в области образования, но и в области труда, ремесел, изобразительного искусства и музыки, и всегда таким образом, чтобы подчеркнуть их собственные таланты и способности, принимая во внимание культурные корни, лежащие в основе их традиций и обычаев, и не накладывая на эти ценности чуждую им форму цивилизации. Жизнь в поселениях, которые он основывал и развивал, помогала индейцам привыкнуть к регулярному труду и позволяла им постепенно совершенствовать изначальные первобытные условия их существования, углубляя чувство единства и солидарности, такое важное для них и такое близкое христианским идеалам любви, заботы и взаимной поддержки.
Просветитель и апостол индейцев, Аншиета неизменно выступал (зачастую в ущерб себе) их защитником от бесчинств со стороны португальских колонизаторов, резко осуждая последних за то, что они не считали коренное население за людей. Его деятельность в Бразилии, в его собственном представлении, должна была быть направлена на благо простых и беззащитных коренных народов. Он изучал их язык, обычаи и мировоззрение, всячески старался сблизиться с ними и принимать участие в их жизни и, в конечном счете, вносил большой вклад в развитие их материальной и духовной культуры, а также в обеспечение их личной и общественной безопасности. В то же время он был далек от идеализации индейцев и в своих произведениях указывал на их недостатки, которые требовалось искоренить: леность и праздность, пьянство и разврат, жестокость и каннибализм и т. д. При этом он, впрочем, отмечал, что самым дурным поведением отличаются те из индейских племен, которые больше других общаются с европейцами – португальцами и французами. В течение своей жизни и после смерти Аншиета оставался для индейцев почти сверхъестественным существом. Вокруг него сложилось много легенд, приведем здесь лишь некоторые из них.
Чудотворец
Самый известный случай произошел в Рио в 1583 году, когда случилась сильная нехватка рыбы, после того как по морю прошла испанская флотилия. Коллегия снарядила большую рыболовную экспедицию на озеро Марика. Аншиета тоже отправился в экспедицию и, прежде чем приступить к делу, спросил рыбаков, какой рыбы они хотят наловить. В зависимости от ответов он указывал им разные места в озере или в море. Кончилось тем, что вся песчаная отмель между озером и морем была завалена огромными грудами рыбы. Теперь перед рыбаками стояла нелегкая задача всю эту рыбу засолить. Чайки, пеликаны и бакланы кружили над берегом, жадно состязаясь за добычу. Индейцы в отчаянии стали молить Аншиету положить этому конец. Аншиета обратился к птицам на языке тупи и запретил им тревожить индейцев: они получат свою долю потом. Птицы перестали досаждать рыбакам.
Происходили и другие необычайные происшествия. 24 июня 1588 года в деревне Сан-Жуан праздновали день ее святого покровителя, и в честь праздника были устроены народные спортивные игры и соревнования, в том числе «утиные бега». Победителями провозгласили сразу двух, и рассудить спор попросили Аншиету. Аншиета обратился к четырехлетнему ребенку по имени Эштеван, совершенно немому: «Кто из этих двоих выиграл утку?» – «Вот этот, – сказал немой мальчик, указав на одного из них, – но утку заберу я, для мамы».
Суасу был маленьким индейцем-калекой, который не мог стоять на ногах и передвигался на четвереньках. Однажды, в 1591 году, он вместе со своими односельчанами отправился в Реритибу, чтобы получить наставление в вере. Увидев его, Аншиета велел ему встать. Ребенок ответил, что не может. Аншиета дал ему кинжал и посох и повторил приказ. Тогда Суасу вскочил на ноги и начал ходить. Весть об этом облетела всех, и все сочли это событие чудом.
Свежие комментарии