2 июля Общество Иисуса вспоминает Бернардино Реалино (Bernardino Realino, 1530-1616), итальянского священника-иезуита, посвятившего свою жизнь служению Богу и ближним на землях Неаполя и Лечче.

Реалино родился в Карпи, Италия, в 1530 году и прежде чем присоединиться к Обществу Иисуса в 1564 году, успел добиться немалых успехов в миру: защитил степень доктора канонического и гражданского права, был мэром городов Фелиццано и Кассине, управлял казной Алессандрии и феодальными поместьями маркиза Пескары в Неаполе.

В первой половине 60-х годов генералом ордена был Диего Лаинес и желание Реалино присоединиться к иезуитам было воспринято с большим энтузиазмом, так как именно в таких «людях с опытом в миру» Лаинес видел особый потенциал, считая их прекрасным «материалом» для Общества.

Реалино было 34 года, когда он поступил в новициат при коллегии в Неаполе. Он был из тех редких людей, в ком прекрасное образование в области права сочеталось с глубоким знанием гуманитарных наук, приобретенным в университетах Модены и Болоньи, а также Феррары, столицы государства. В герцогском суде города Эсте он получил возможность полностью посвятить себя гуманистическим идеалам итальянского ренессанса. Имея от природы характер оптимистический, приветливый и добрый – как можно заметить из автобиографического очерка – Бернардино с легкостью проникся идеалами итальянского ренессанса, который в то время достиг своего наибольшего расцвета. Воплощением этих идеалов была идея «человеческого достоинства», соединение всех человеческих добродетелей, стержнем которого было христианство – идеал, оптимистический по сути, стремящийся извлечь все самое лучшее из каждого аспекта человеческой природы, возвысив ее: доброта ценилась выше, чем удача; благородство считалось плодом усилий; знание было слугой действия; высоко ценился человеческий труд; слава была наградой за правильное поведение; любить означало приносить самого себя в дар.

Таковы были характерные черты гуманизма XV и XVI веков. Мы можем наблюдать их в сочинениях Бернардино; еще более ярко они проявились в избранном им виде деятельности – служении ближним; защите и распространению общего блага посредством судебной и административной работы. Пока он трудился, окружающая действительность, профессиональные разочарования и личные несчастья, в том числе смерть любимой жены, вели его к духовной зрелости и ко все более сознательному стремлению – жить согласно христианским законам. Поэтому, когда волей Провидения он познакомился с новым религиозным орденом, основанным двадцатью годами ранее Игнатием Лойолой, Реалино увидел в нем средство, позволяющее воплотить в жизнь те идеалы, которые он избрал для себя самого.

Служение Богу в рядах Общества Иисуса на благо тех, кого искупил Господь, было решительным призывом, обращенным к Бернардино. Он без колебаний оставил свою работу и свои исследования (сохранив, однако, приверженность высшим гуманистическим идеалам) и избрал для себя «познание распятого Христа». Отказываясь от себя и от своей собственной воли, он следовал во всех своих делах по стопам своего Господа и Вождя, Иисуса Христа.

Чтобы без остатка отдаться Богу, он избрал жизнь в Обществе. Он описал ее своему отцу как «добродетельную жизнь, основанную на здравом учении, лишенную благ этого мира, но наполненную в изобилии духовными богатствами вкупе с ревностной любовью к Богу и человеку».

Для него это был подлинный образ жизни раннехристианской Церкви. Вместе с собратьями по ордену он находил настоящий рай на земле и жил в великой радости духа, был счастлив тем, что мог почитать своих ближних и служить им во славу Бога.

Апостол Лечче

В течение 10 лет, которые он прожил в Неаполе, и более чем 40 лет служения в Лечче, где он участвовал в основании коллегии, он оказал духовную и материальную помощь множеству людей. С жителями Лечче у него сложились особенно теплые отношения.

«Я еще и трех дней не провел в этом городе, – писал отец Реалино провинциалу отцу Сальмерону, – и многие уже попросили меня их исповедать. Я принял их с распростертыми объятиями, ведомый непреодолимым желанием пожертвовать собой ради спасения этих чудесных людей».

Такое отношение к служению вдохновляло его. Он не позволял богатым и сильным завладеть собой безраздельно. Засвидетельствовав свое почтение епархиальным властям, он первым делом отправился навещать городские тюрьмы. Тюрем в городе было две, и обе в ужасающем состоянии. В обязанности служащих входило благополучно доставлять заключенных в суды, но не кормить их; в отношении еды и питья заключенным приходилось надеяться на милосердие горожан. И вскоре можно было видеть, как отец Реалино несет в тюрьму дрова и воду, готовит пищу для заключенных, чистит котлы и ищет добровольцев для совершения этих дел милосердия. 

Он также помогал людям, приговоренным к смерти. Одного приговоренного, отказавшегося от последнего причастия, везли к виселице, приковав цепями к повозке. Бернардино вскочил на телегу и обнял заключенного, шепча ему слова утешения. Несчастный исповедался за считанные мгновения до казни.

В Лечче было бесчисленное множество рабов-мавританцев и негров, и он стал совершать дела милосердия и для них. В одной из первых проповедей, сказанных им в этом городе, он подчеркнул, что у них столько же прав, сколько у всякого человека, они не принадлежат ни к какой низшей расе; Благая Весть для всех, и он будет стараться нести ее рабам. Согласно оценкам одного биографа, ему удалось провести двести бесед.

Его проповеди были скорее практическими, чем красноречивыми, а лучше всего он проявлял себя в исповедальне. Он стал исповедником всего города. Он учредил по одному братству Пресвятой Девы для каждой группы населения, в том числе и для духовенства; не пренебрег он и монастырями, которые в разной степени страдали от распущенности.

Однако больше всего он любил работать с детьми. Они толпами стекались на его уроки катехизиса, и особое внимание он уделял увечным и больным, о которых некому было позаботиться. С ним дружили все уличные мальчишки Лечче. Он был городским Филиппом Нери и пользовался здесь такой же популярностью, как этот святой в Риме. Его дар видеть совесть каждого человека насквозь, знать тайное и предугадывать будущее, молва о его видениях, переходившая из уст в уста, сияние, которое порой окружало его, и другие чудесные явления приумножили его славу.

Таково было поле деятельности отца Реалино на протяжении сорока двух лет, с 1574 по 1616 год. Несколько раз предпринимались попытки забрать его из Лечче и перенаправить в Неаполь или в Джезу в Риме, но проливные дожди или приступы болезни всегда удерживали его в городе. В другой раз городской совет закрыл ворота города, чтобы помешать его уходу.

Однако когда наступило время его ухода из сего мира, уже никто не смог удержать его. Когда стало ясно, что конец его близок, представители городского правления собрались у его одра с просьбой оставаться защитником и покровителем города, когда он попадет на Небеса. Реалино не мог говорить, но одобрительно кивнул и умер, прошептав: «Иисус… Мария».

Когда Роберт Беллармин узнал о его смерти, он сказал: «Я никогда не слышал жалобы на отца Реалино, хотя я был его провинциалом; даже те, кто были недоброжелательны к Обществу и использовали любую возможность, чтобы отрицательно отзываться о нем, всегда делали исключение для Реалино… Все знают, что он святой».