20 июля – день памяти Леона Игнатия Манжена (Leon-Ignace Mangin, 1857-1900) и сподвижников, погибших мученической смертью в Китае в 1900 году от рук «боксеров» – околорелигиозной организации, которая ставила своей целью уничтожение иностранцев. В «иноземных бесах» они видели виновников несчастий, с которыми в те годы столкнулись жители Китая. Хуанхэ размыла свои берега и наводнила провинцию Шаньдун, в то время как весь Северный Китай был охвачен голодом. Народ считал эту двойную трагедию карой за подписание соглашений с чужеземцами и позволение проповедовать христианство в Китае. Таким образом, мятеж, во время которого был убит о. Манжен, был направлен против иностранцев и против христиан.

Первое из упомянутых соглашений было подписано в Нанкине (1842) после первой «опиумной» войны. Она разразилась из-за запрета китайского правительства на импорт опия (продукта, высоко ценимого китайцами) из британской Индии. Согласно договору, Китай передавал Великобритании Гонконг и открывал пять портов для британской торговли, Китай также уплатил Великобритании крупную контрибуцию. Договор 1842 года был только первым шагом, за ним последовали очередные: второй договор с Великобританией (1843), договор с Соединенными Штатами Америки (1844) и договор с Францией, подписанный в том же году. Договор с Францией содержал статью, разрешающую строительство церквей и школ в портах, открытых для иностранной торговли.

Вынужденное заключение этих договоров было унижением для китайцев и нередко становилось причиной конфликтов между местным населением и властями, возникавших в различных областях Китая. Присутствие иностранных миссионеров усугубляло ситуацию. Напряжение усиливалось в результате таких инцидентов, как поступок мелкого китайского чиновника, спустившего британский флаг на судне, зарегистрированном в Гонконге, и убийство французского миссионера. В конце концов Великобритания и Франция объявили Китаю войну, и китайцы были вынуждены подписать еще два договора в 1858 г. и 1860 г., согласно которым, помимо прочего, католические миссии в Китае отдавались под защиту Франции. Эта мера не понравилась немецкому правительству, которое в 1891 году провозгласило, что все немецкие католические миссии должны находиться под защитой Германии. Советник немецкого посольства в Пекине сказал: «Теперь мы сами берем на себя заботу о своих миссионерах и в случае неприятностей можем предъявить свой счет и заставить оплатить его сполна».

День, когда этот счет был, наконец, предъявлен, пришел в 1897 году – в провинции Шаньдун были убиты два немецких миссионера. Китайские власти действовали быстро, судья поспешил на место преступления, и правосудие свершилось. Несмотря на это немцы вторглись в провинцию и потребовали передать им залив Киа-Чо и предоставить монополию на строительство железных дорог и на добычу минералов в провинции Шаньдун. Эти требования шокировали правительства западных держав и повлекли за собой трагические последствия. Состоялись переговоры по поводу сфер влияния каждой из западных держав, и над Китаем, казалось, нависла угроза раздела. Китайский народ был в ярости. Началось «боксерское» восстание. 

«Боксеры», виновные в убийстве о. Манжена, были членами религиозного объединения, отдаленно связанного с буддизмом. Они занимались боевыми искусствами и хвастались, что их охраняют сверхъестественные существа. Они были известны своей оппозицией императорской семье, и против них сразу же были предприняты суровые меры во всей империи. Однако частые вторжения иностранных войск ослабили имперское правительство и увеличили невзгоды простого народа, и подавить «боксерское» восстание стало невозможно. В некоторых регионах власти, отчаявшись справиться с «боксерами», завербовали их в официальную милицию; тогда они стали называться Ихэтуан – «Отряды справедливости и согласия». Теперь движение получило новый толчок.

К 1890 году восстание достигло Пекина. Весной того же года группы «боксеров» появились на улицах города, и на стенах церквей можно было увидеть антихристианские лозунги. В мае повстанцы завладели главным городом Империи. Правительства западных держав, встревоженные судьбой своих граждан, стали оказывать давление на китайское правительство, чтобы оно предприняло более эффективные меры против повстанцев. Однако правительство было бессильно. В июне американские солдаты, охранявшие протестантскую церковь, напали на группу «боксеров». Тогда разъяренные «боксеры» подожгли несколько церквей. Разразилась открытая борьба. Крупный придворный чиновник написал: «На улицах едва ли можно увидеть экипаж государственного служащего. Декреты правительства не исполняются. Положение дел печально. Главный город Империи напоминает аванпост на отдаленной границе». Китайское правительство решило объединиться с «боксерами» и начало военные действия против иноземных войск в Пекине. Эта новость всколыхнула всю китайскую нацию.

В северном Китае, где позиции «боксеров» были особенно сильными, вспыхнули яростные антихристианские настроения. Весной 1899 года «боксеры» вторглись в Хэбэй (где служили миссионеры-иезуиты), достигли Хэцзяня, а потом вошли в Цзинчжоу, округ отца Манжена. Их отряды были плохо вооружены, недисциплинированны и слабо знали страну. Вероятно, одного-единственного полка хватило бы, чтобы разогнать их, но власти реагировали вяло. Ни мандарины, ни армия, ни дипломатическое давление Франции не принесли никаких ощутимых результатов. Чтобы защитить себя, миссионеры укрепили шесть своих центров. Одним из них был центр отца Манжена в Чуцзяхэ, и здесь укрылись сотни его прихожан.

Весенние месяцы 1900 года прошли относительно спокойно, в то время как июнь, июль и август стали свидетелями настоящего взрыва. Первыми пали отцы Изоре и Андлауэр. Отцу Манжену эту весть принес катехизатор в ночь на 21 июня. Это было предостережение. Миссия в Чуцзяхэ тоже была окружена. Укрепления были готовы и положение казалось удовлетворительным: стены и ямы были завершены, у обороняющихся было достаточно риса и обильный запас пороха. На стенах можно было разместить тысячу бойцов.

15 июля на рассвете раздался тревожный звук тамтама. Женщины побежали в церковь, а мужчины заняли свои посты на стенах. Первая схватка была трудной и долгой, но «боксеры» потерпели поражение. На следующий день атака возобновилась, но и она оказалась безуспешной. Своими силами «боксеры» не смогли бы захватить Чуцзяхэ. Но 17 июля они получили подкрепление в виде корпуса императорских войск, перешедшего на сторону повстанцев. Корпус насчитывал 2000 человек и некоторое количество пушек.

Манжен поднялся на церковную крышу и увидел две тысячи сверкающих на солнце ружей и тучи «боксеров», кричащих и размахивающих саблями и копьями. С этой минуты он оставил заботу о «военных» делах, и пекся уже только о своих обязанностях священника.

Христиане не падали духом и весь день сражались с солдатами и «боксерами». Правда, ночью некоторые бежали. Отцам тоже представилась возможность бежать, но они не хотели покидать свою паству.

20 июля около девяти утра оборона пала: «боксеры» ворвались во двор и приблизились к распахнутым дверям храма. После минутного недоумения, они испустили военный клич и принялись беспорядочно палить по толпе. Люди инстинктивно запаниковали. Тогда отец Денн встал и своим громоподобным голосом, заглушившим шум толпы, произнес «Исповедую…», вслед за чем верующие сотворили покаянную молитву, и отец Манжен дал всем собравшимся отпущение грехов. Никто не двинулся с места.

За несколько часов Чуцзяхэ превратился в кладбище, где нашли свое пристанище 1800 мертвых тел.

Изображение: Santos Jesuitas – Francisca Leighton Art