В Католической Церкви июнь традиционно посвящен Святейшему Сердцу Иисуса: каждый день в приходах проводится соответствующее богослужение, а в третью пятницу после Сошествия Святого Духа мы отмечаем Торжество Святейшего Сердца Иисуса. Свою волю относительно этого праздника Христос выразил в откровениях св. Маргарите Марии Алакок в конце XVII века. Также через нее, монахиню ордена Посещения Пресвятой Девы Марии, к которой в помощь Провидением был послан духовник-иезуит Клод де ла Коломбьер (впоследствии также канонизированный), Иисус передал желание, чтобы верующие особым образом почитали Его Сердце в первые пятницы месяца.
Почитание Святейшего Сердца каждый раз возвращает нас к тайне Божьей любви, которая открылась в воплощении, страстях и воскресении Единородного Сына Божия. Сердце Иисуса является «очагом любви пылающей» для нас, легко теряющихся без Его света и тепла. В Сердце Иисуса — одновременно божественном и человеческом — сокрыты для нас «все сокровища мудрости и познания», это «правды и любви вместилище», «глубина всех добродетелей»…
В библейском понимании сердце — это центр личности, с акцентом на то, что это место, где происходит выбор, где принимаются решения. То, что происходит в сердце, определяет направление, в котором движется личность.
Очевидно, такое понимание сильно отличается от поверхностного сентиментального представления, свойственного современной поп-культуре, где сердце — в первую очередь инструмент приятного увлечения, которое может быстро пройти.
Человеческое сердце со всей его глубиной является тайной даже для самого человека, и по существу мы можем лишь до известной степени «управлять» своим сердцем. В полемике с фарисеями Христос очень реалистично утверждает, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф 15, 19) — все то, что «оскверняет» человека и что мы не хотели бы видеть в самих себе. Осознавая, насколько «лукаво сердце человеческое […] и крайне испорчено» (ср. Иер 17, 9), мы молимся в Литании: «Иисус кроткий и смиренный сердцем, сотвори сердца наши подобными Сердцу Твоему». Таким образом, мы признаем Иисуса Владыкой наших сердец и признаем, что только по Его благодати наши сердца могут преобразиться и обрести способность любить. Иметь сердце, подобное Сердцу Иисуса, значит подражать Ему всей глубиной нашего существа. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», — учит св. Апостол Павел (Флп 2, 5).
Воспитывать свои желания
В «Духовных упражнениях» св. Игнатий Лойола так формулирует просьбу к Богу о подражании Христу:
«Просить о том, чего желаешь; здесь нужно просить о глубоком познании вочеловечившегося ради тебя Господа, дабы больше возлюбить Его и совершеннее следовать за Ним» (ДУ 104).
Св. Игнатий предлагает определенную «педагогику желания»: он «подсказывает», чего желать, о чем просить, к какому духовному дару стремиться. Желания — это для нас нечто очень важное: они содержат в себе энергию, которая становится мотивацией к действию, к конкретным решениям и выборам.
В нашем сердце, в глубине человеческой личности действуют всевозможные желания, и некоторые из них стремятся сбить нас с верного пути, ведущего к нашей истинной цели. Поэтому нам следует внимательно исследовать те желания, которые рождаются в нашем сердце, прося вместе с псалмопевцем:
«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс 139 (138), 23-24).
Это выражение радикальной искренности перед Богом: исповедание того, чего мы стыдимся, чего не любим в себе замечать — например, неожиданных сексуальных желаний или стремления кому-то отомстить. Нет смысла скрывать от Бога то, что Он и так знает! И при этом не осуждает нас, а лишь хочет очистить наши желания и стремления, освободив нас от вредных «примесей». Именно так поступает с нами Господь, как Он ответил на просьбу учеников — братьев Иоанна и Иакова, которые просили Его: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк 10, 37). Иисус не отвергает это желание, но испытывает его: готовы ли они пить чашу, которую дано пить Ему? Господь способен направить их амбиции в правильное русло, показывая им, как очистить свое стремление от эгоцентризма и вместо этого обратиться к примеру своего Учителя. Подобным образом Христос, наш Учитель, поступает и с нами, умея видеть благой источник в наших желаниях: в сексуальном желании — стремление к настоящей близости; в порыве мести — стремление к справедливости и защите достоинства; в амбициях — желание проявить таланты, привнести в этот мир нечто прекрасное…
Нам, ученикам Христовым, стоит довериться Небесному Наставнику, Который готов щедро делиться с нами «сокровищами мудрости и познания», стоит стремиться все глубже познавать Его — Слово Божие, с которым Святейшее Сердце «по существу соединенное», чтобы любить Его все больше и больше. И тогда всех и все остальное мы сможем правильно любить.
«Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе», — сказал св. Августин.
Мы созданы таким образом, что наши сердца стремятся к «безграничному величию» — к самому Богу, и ничто иное не может удовлетворить это желание. В Литании есть прекрасный поэтический призыв: «Сердце Иисуса, вечных высот желание, помилуй нас». «Вечные высоты» и все творение стремится к Святейшему Сердцу — «Сердцу Мироздания», как называет его теолог Ханс Урс фон Бальтазар — словно к центру притяжения. Пусть наши сердца тянутся к «источнику жизни и святости», «от полноты которого все мы приняли», и пусть они все больше уподобляются Тому, Кто есть Владыка и объединитель всех сердец!
Автор: Виктор Жук SJ
Источник: Сэрца Езуса шчодрае для ўсіх | Каталіцкі Веснік
Изображение: Yandry Fernandez @ Canva
Свежие комментарии