Мк 1, 14-20

После того, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие. Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

Слово Божие – фундамент для реалистов

Сегодня мы во второй раз празднуем Воскресенье Слова Божьего после того, как Папа Франциск учредил это особое событие в прошлом году для почитания Священного Писания в личной и общинной жизни верующих. Стоит воспользоваться этой возможностью, чтобы поразмышлять над тем, как Слово Божье может все ярче освещать нашу жизнь своим светом и мудростью.

Зная об искушении воспринимать Библию как нечто сложное или далекое от нашей реальности, давайте вспомним, что говорит Папа Бенедикт XVI:

«Слово Божие побуждает нас изменить наше представление о реализме: реалист тот, кто признает в Слове Божием основу всего» (Verbum Domini, 10).

В сегодняшнем отрывке из Евангелия слышим, как Иисус произносит свои первые слова согласно св. Марку, призывая к тому, чтобы «уверовать в Евангелие». На тот момент «Евангелие» не означало того, что мы чаще всего понимаем под этим словом сегодня: один из четырех рассказов про жизнь, учение, смерть и воскресение Христа. Выражение «благая (или радостная) весть» подразумевало содержание послания, которое провозглашал Иисус про близость Бога и Его Царства, а также путь, через который мы можем стать участниками этой новой реальности.

Сегодня это послание доступно нам именно через страницы Евангелий, написанных для нас Марком, Матфеем, Лукой и Иоанном: доступно для того, чтобы стать скалой, на которой стоит строить дом нашей жизни (ср. Мф 7, 24).

Покаяние  – обращение к Евангелию

Приглашению уверовать в Евангелие предшествует призыв к покаянию, обращению.

В последние месяцы в нашем обществе не раз звучали слова о необходимости покаяния перед лицом кризиса, в котором мы оказались как народ. В некотором смысле этот кризис можно сравнить с ситуацией ниневитян, описанной в первом чтении: пророк Иона от имени Бога предупреждает жителей Ниневии, что город будет разрушен за их преступления.

Наверняка, в Ниневии, как всегда и везде, были разные люди  – и хорошие, и плохие. В пропущенных стихах сегодняшнего отрывка царь Ниневии провозглашает пост и призывает, «чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» (Ион 3, 8).

Покаяние  – всегда личное дело, касающееся конкретных действий и отношений конкретного человека.

Понятно, как должно выглядеть покаяние в случае с теми, кто избивает (или даже убивает) или сажает в тюрьму невинных людей. Но как быть с теми, кто не делал таких ужасных вещей? Разве их не касается призыв к обращению  – сегодня, в наших конкретных исторических обстоятельствах?

Наверное, нелегко дать ответы в непростой, очень сложной ситуации. Каждое общее предложение в любом случае должно стать личным. Но для нас, верующих, всегда актуальный призыв к обращению означает прежде всего именно «уверовать в Евангелие», то есть принять слова и пример Иисуса как фундамент, скалу нашей жизни. Конечно, разговор не только про то,  чтобы где-то внутри, «в душе» сделать такой акт, памятуя про тот личный завет, который Господь заключает с каждым из нас через таинство крещения. Царство Божье, близость которого сегодня  – и во все времена  – провозглашает Христос, имеет как внутреннее, так и внешнее измерение; оно  – и дух, и конкретные действия; это небесная реальность, которая превосходит все земные проявления, и в то же она время ищет воплощения в нашей жизни и социальных структурах.

Поэтому, если мы намерены серьезно отнестись к призыву к обращению, исходящему сегодня из уст Иисуса, в наших исторических обстоятельствах, мы должны сначала спросить, готовы ли мы отказаться от «злого пути своего» и всех форм насилия  – не только физического, но и психологического, вербального?..

Есть ли в нас готовность не соглашаться со злом как «неизбежной реальностью» и противостоять ему теми способами, которые нам подсказывает святое благоразумие (но не трусость)  – не расплачиваясь той же монетой, но «побеждая зло добром», как по-своему резюмирует суть Евангелия св. Павел (ср. Рим 12, 21)? Есть ли желание проявить солидарность с жертвами насилия, в которых сегодня присутствует Иисус, доступными способами (например, хотя бы написанием писем)? ..

Актуализировать Слово, воплощая Евангелие

Папа Франциск на прошлой неделе по случаю дня рождения Мартина Лютера Кинга напомнил о духовном наследии этого ученика Иисуса ХХ века, который через путь ненасилия вел многих к победе над проявлениями бесчеловечных и антихристианских подходов в американском обществе. В своем обращении Amoris Laetitia Папа цитирует этого деятеля:

«Когда ты поднимаешься на уровень любви, ее величественной красоты и мощи, единственное, что ты стремишься сокрушить  – вредоносные системы. Людей, уловленных такой системой, люби, но старайся сокрушить систему.

Ненависть ради ненависти лишь усиливает существование ненависти и зла во вселенной. Сильная личность  – личность, способная разбить цепь ненависти, цепь зла. У кого-то должно быть достаточно веры и нравственности, чтобы разорвать эту цепь и включить в саму структуру вселенной сильный и могущественный элемент любви» (AL, 118).

Таким образом Мартин Лютер Кинг актуализирует слово Евангелия, объясняя его своим адресатам в исторических обстоятельствах своего времени.

Мы, как ученики Христа, призваны к тому же самому: чтобы наши мысли, слова и поступки отражали и воплощали Слово, которое имеет силу спасти нас, привести к полноте жизни.

С иврита «дабар» переводится не только как «слово», но также как «вещь, событие»: Слово Божье создает и поддерживает существование всей реальности, и в то же время это Слово спасения, воплощенное, чтобы возвестить человеку путь  к истинной жизни и отдать Себя за нас.

Евангелие  – «событие», история, которая рассказывает в том числе о страданиях и смерти Сына Божьего. Тем не менее оно остается «Благой Вестью», поскольку именно Своей смертью Иисус побеждает зло и открывает воскресение  – Своё и наше. Другими словами, сам Иисус и есть Евангелие для нас, и сегодня, как в тот день над Галилейским морем, Он призывает нас быть Его учениками, обращая к нам Слово Жизни. Давайте откроем наши сердца этому Слову, чтобы Оно принесло плоды вечности в нашей личной жизни и вокруг нас. Аминь.

 О. Виктор Жук SJ