После окончания учебы (последним этапом которой был лиценциат в области библейского богословия) в 2015 году, наконец, пришло время отдавать в служении все те навыки, которые я получил в период длительной формации в Обществе Иисуса. Впрочем, иезуиты во время формации не только учатся, но также имеют возможность применять полученные знания. Для меня это было во время так называемого «магистериума», двухлетнего периода работы в Istituto Leone XIII – школе, курируемой иезуитами в Милане; а также в различных летних пастырских мероприятиях и постоянной апостольской работе не реже одного раза в неделю на разных этапах моей учебы. Тем не менее, первая полноценная миссия в качестве священника означает новую ответственность. В 2015-2019 годах я работал в Институте Святого Фомы в Москве, преподавая и выполняя различные другие обязанности. По прошествии этих четырех лет настоятель Российского Региона решил отправить меня на мою родину – в Беларусь, где в городе Витебске на севере страны вот уже несколько лет служили два иезуита (граждане Польши и России), однако с ограничениями, которые белорусское правительство налагает на священников и монашествующих из-за границы. Даже если с моим приездом сформировалась настоящая община иезуитов (которая должна состоять как минимум из трех человек), мы были и остаемся «наименьшим Обществом» (la ‘mínima Compañía), как святой Игнатий называл основанный им Орден. Когда-то на этой земле было гораздо больше иезуитов: Полоцк, резиденция генеральной курии Общества в период упразднения в конце XVIII-начале XIX вв., находится всего в 100 км от Витебска. Общество Иисуса сейчас строит храм для растущей католической общины в новой части города вместе с небольшим пастырским центром, чтобы предлагать инициативы и занятия, характерные для нашей харизмы.

Беларусь в изоляции

Тем временем я также прошел третью пробацию на Филиппинах, которая длилась полгода, и в марте 2020, незадолго до того, как страны по всему миру стали закрывать свои границы, вернулся в Беларусь. Новые обстоятельства, связанные с пандемией связали нам руки в плане пастырской деятельности – как в приходе, так и в организации духовных упражнений в разных местах. Будучи вынужденным отменить реколлекции, которые были запланированы еще годом ранее на июнь 2020 года, я выступил с инициативой игнатианских духовных упражнений онлайн, основой которых были 9 предварительно записанных видеороликов для личной молитвы, с возможностью сопровождения духовным наставником – членом команды иезуитов и сотрудников не-иезуитов. Отклик на это предложение превзошел все наши ожидания (первоначально они были адресованы тем, кому пришлось отказаться от «выездных» реколлекций): участников было несколько сотен из России, Беларуси и Украины. Некоторые делились, что у них было желание принять участие в игнатианских духовных упражнениях, но раньше не было возможности сделать это из-за больших расстояний или других трудностей, в то время как онлайн-вариант был вполне подходящим, чтобы углубить свой опыт молитвы и приблизиться к сокровищам игнатианской духовности. Парадоксальным образом пандемия открыла дверь для новой апостольской возможности в сети. Я повторил этот опыт, предложив еще одни онлайн-реколлекции, основанные на книге Исход и «Духовных упражнениях» св. Игнатия.

Политическая нестабильность

2020 год был трудным для белорусов не только из-за COVID-19, но и из-за политических потрясений, последовавших за президентскими выборами, а также жестоким преследованием тех, кто протестовал против кражи их голосов. До сих пор ситуация остается сложной, поскольку, похоже, существуют две параллельные реальности: утопический мир, показываемый по государственному телевидению, и реальность большинства, выступающих против лжи, несправедливости и преследований. Наблюдать за репрессиями государства против своих граждан – постоянный источник боли, но видеть готовность людей даже попасть в тюрьму за их стремление к справедливости и свободе наполняет сердце благодарностью и надеждой. Я лично очень благодарен, что Католическая Церковь не хранит молчание в сложившихся обстоятельствах и выступает против лжи и насилия. Пока неясно, как будет развиваться ситуация, и поэтому общество живет в состоянии неопределенности и беспокойства. В этих обстоятельствах, как сказал один из моих прихожан, те, кто имеют веру, – “блаженны”, потому что мы уповаем на Бога, Который воскресил Иисуса Христа после мучительной смерти к новой жизни. В разгар этого конфликта, когда меня самого обвинили в «участии в несанкционированном мероприятии» (знаменитая статья закона «23.34») и я даже провел одну ночь в тюрьме, для меня оказалась очень вдохновляющей история моего собрата-иезуита мученика Станислава Михальского, который был забит до смерти коммунистами и умер на Рождество 70 лет назад, в 1950 году. Он решил остаться в Беларуси, на территории Советского Союза, чтобы служить народу Божьему, в то время как многие другие священники воспользовались возможностью, чтобы уехать в Польшу.

С молодыми семьями

Даже посреди всех этих трудностей жизнь продолжается, и мне выпала честь быть свидетелем радостей и надежд, а также борьбы и хрупкости молодых семей, которые по большей части составляют наш приход. Окончание строительства храма планируется летом 2021 года, а мы, тем временем, продолжаем собираться в очень ограниченном арендуемом пространстве, что позволяет нам по-настоящему чувствовать себя одной семьей. И когда Папа Франциск объявил, что, начиная с 19 марта, 2021 год будет посвящен семьям, призывая заново открыть для себя послание «Amoris Laetitia», я с благодарностью воспринял эту новость. Вместе с другими я хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы предложить нашим семьям подсказки и инструменты, которые помогут им жить своей христианской верой в повседневной жизни. Пусть Господь приведет нас туда, где Он хочет нас видеть, для вящей Его славы.

 

Фото из личного архива о. Виктора Жука SJ