Мф 25, 14-30
Иисус сказал ученикам Своим следующую притчу: Человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело, и приобрёл другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два. Получивший же один талант пошёл, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов, и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл также и получивший два таланта, и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл и получивший один талант, и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот, тебе твоё». Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим; и я, придя, получил бы моё с прибылью. Итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Божья вера в меня
«Иисус, уповаю на Тебя»: эти слова – короткую, но насколько же глубокую и важную молитву – часто можно встретить в католической среде вместе с иконой Иисуса Милосердного, которая распространилась благодаря свидетельству св. Фаустины Ковальской. Упование на Бога – это, другими словами, доверие Ему, и в этом доверии Господу всей нашей жизни как глобально, так и в конкретных деталях, заключается суть веры. Однако есть еще одно измерение доверия, о котором говорится в сегодняшней притче Иисуса, и которое мы также должны часто вспоминать – возможно, каждый раз, когда смотрим на изображение нашего Спасителя: Бог доверяет человеку. Бог дает нам сокровище и наделяет свободой распоряжаться им в соответствии с нашими способностями, потому что верит, что мы сможем сделать из него нечто хорошее и прекрасное. Господь хочет видеть нас Своими партнерами, сотрудниками в деле созидания Царства Божьего, и это не игра или имитация, а реальная ответственность, возложенная на каждого из нас. Каждому доверено в соответствии с его или ее способностями, причем количество полученного не принципиально и не может служить основанием для утверждения, что кто-то лучше или хуже. Что действительно важно, так это уметь принять дар и научиться мудро им пользоваться.
Под словом «талант», вошедшим в наши языки именно из этой евангельской притчи, мы обычно подразумеваем некую способность, особое умение. Это вполне подходящий и правильный способ интерпретировать слова Иисуса: с детства родители и педагоги должны помогать ребенку раскрыть его или ее предрасположенности, начать открывать уникальный способ личности привнести в этот мир что-то прекрасное. Но есть также таланты, доступные каждому, независимо от того, что «ценится на рынке» светской культуры: речь идет о сверхъестественных дарах Божьей благодати, которые Господь щедро сеет в нашей жизни, но которые нам нужно захотеть принять и «освоить», сделать своими. Слово Божье, таинства, богословские добродетели – вера, надежда, любовь: как же эти дары могут сейчас, в трудные времена испытаний, служить нам надежной опорой!
Преодолеть страх жить полной жизнью
Печальный пример третьего слуги в притче показывает, что является нашим главным врагом на пути осуществления радостной задачи созидания вместе с нашим Отцом той части Царства, которая нам отведена. Этот враг – страх. «Убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле», – говорит слуга, который не рискнул создать что-то новое на основе полученного дара. Страх – противоположность доверительным отношениям, к которым Бог приглашает нас в нашей жизни. Страх с самого начала человеческой истории заставляет нас прятаться от Бога, делая из нашей наготы перед Творцом причину стыда там, где мы, наоборот, нуждаемся в принятии и милосердии (ср. Быт 3,10). Так мы оказываемся отрезанными от Источника жизни и вынуждены выживать, а не жить в полной мере. Но человек, который боится, часто не хочет признаваться в этом ни другим, ни самому себе, поэтому он скрывает страх глубоко внутри, пытаясь заглушить его различными развлечениями – иногда, на первый взгляд, невинными, а иногда теми, которые делают из человека чудовище. Тем, кто боится, легко манипулировать, и это хорошо известно псевдо-лидерам, цель которых – удерживать власть любой ценой и строить свой капитал на запугивании других. Страх парализует действия, которые приведут к истинной свободе, потому что ограничивает перспективу желанием «лишь бы не было хуже».
Именно потому, что страх является одним из основных инструментов дьявола, цель которого – отделить нас от Бога и помешать жить полной жизнью, Господь так часто обращается к человеку: «Не бойся!» Наше искреннее признание своего страха может стать моментом, когда Бог явит Свое спасение в нашей жизни. Стоит сделать это, наверное, не очень приятное, но насколько же полезное «упражнение»: попытаться осознать, чего я боюсь, и в диалоге с Богом услышать «Не бойся!», адресованное мне лично, и одновременно выразить готовность сделать хотя бы маленький шаг вперед наперекор страху. Мы находим смелость не как некий «готовый ресурс», а как результат того, что глазами веры пристально взираем на Господа, как Петр, который осмеливается идти по волнам, потому что видит перед собой Иисуса (ср. Мф 14,28-31). Отважный – не тот, кто перестает ощущать страх, а тот, кто, несмотря на страх, решается сделать шаг – без гарантии, но с уверенностью, что Господь не даст ему утонуть.
Блаженный о. Ежи Попелушко в недавний драматический момент истории Польши, когда было введено военное положение и власти разными способами подавляли свободу людей, сказал: “Надо отбросить страх, который парализует и лишает воли мысль и сердце человека. Бояться надо только одного — предать Христа за пару серебряников бесплодного спокойствия.” Один из наших «талантов» – это заложенное в сердце и совесть человека стремление к справедливости и солидарности с другими, которое расширяет горизонты нашей жизни за пределы личных интересов, включая в нее общее благо. Пусть у нас будет достаточно готовности принять непростую благодать развивать этот талант, не поддавшись параличу страха.
Быть «инвесторами» любви, которую получили
Не Бог судит «недостойного раба», но он сам обрекает себя на существование, полное страха, итог которого – «тьма и скрежет зубов». Цель такого финала притчи Иисуса – не запугать нас, а побудить стремиться к противоположной реальности. Глядя на таланты, обсуждаемые в сегодняшнем отрывке из Евангелия, под другим углом, мы понимаем, что все они – многочисленные и разнообразные проявления Божьей любви. «Обретение новых талантов» в конечном итоге означает для нас «инвестировать» полученную любовь так, чтобы она воплощалась в реальности нашей жизни в конкретных отношениях и действиях. Это путь к истинной радости, на который приглашает своих слуг-друзей Домовладелец. Именно любовь «изгоняет страх» (1 Ин 4,18), дарит непреходящую радость и делает нас по-настоящему свободными и красивыми. Пусть Святой Дух своей благодатью поможет нам все глубже понимать величие Божьих даров-талантов в нашей жизни и приумножать их через деятельную любовь.
О. Виктор Жук SJ
Свежие комментарии