Однажды я начала молиться, используя отрывок из Евангелия от Иоанна 21, 4-19, и решила понаблюдать, как Петр завтракает на берегу с Иисусом после Воскресения. Я использовала все пять чувств, чтобы представить себе эту сцену.
Я представила, как Петр приглашает меня сесть рядом с ним на берегу Тивериадского озера. Я слышала, как волны плещутся о лодку, в которой ученики были заняты огромным уловом рыбы.
«Как щедро Бог обеспечивает нас», — сказал Петр.
Наблюдая за учениками, перебирающими рыбу, я слышала их радостные комментарии. «Это будет пир для всей семьи!» — сказал один ученик, держа пухлую тилапию своими загорелыми руками.
Я чувствовала сильный запах рыбы и дыма от огня, на котором готовил Иисус, и слышала легкое потрескивание веток в огне. Внезапно ко мне обратился Иисус:
«Любишь ли ты меня?»
Иисус смотрел мне прямо в глаза. И я подумала: «Ну, конечно, люблю. Я смотрю прямо на Тебя». Иисус улыбнулся.
«Лоретта, действительно ли ты любишь Меня?»
Я представила, как на этот раз отвечаю вслух. «Ты имеешь ввиду моих соседей и мою семью? Да, я люблю Тебя и их».
Иисус усмехнулся и спросил меня в третий раз: «Лоретта, любишь ли ты Меня?»
И я начала понимать, что Иисус хотел, чтобы я постаралась полюбить одного человека, с которым у меня сложились очень сложные отношения и который причиняет мне сейчас много боли. Какой поворот событий! Могла ли я предположить, к чему приведет эта молитва, когда приступала к ней?
Преодолеть скептицизм в отношении игнатианской созерцательной молитвы
И это одно из величайших преимуществ игнатианского созерцания или молитвы воображением: Бог удивляет. Я поблагодарила Бога за дарованное мне озарение и завершила молитву.
Иногда во время реколлекций я получаю вопросы от скептиков, например: «Не слишком ли дерзко придумывать истории с участием Иисуса?»
Тогда я напоминаю им, что Иисус сам был великим рассказчиком и часто задействовал воображение людей во время своего проповедования. Вспомните, как Иисус просил людей представить Царство Небесное в виде горчичного зерна, сокровища, скрытого на поле, и других метафор.
В вопросах скептиков скрывается сомнение: «Не слишком ли самонадеянно думать, что Бог использует воображение для общения? Кем ты себя возомнила?»
Я отвечаю, что я — драгоценное дитя Всевышнего Бога, впрочем, как и сам спрашивающий, и Бог приглашает нас, какими бы грешными мы ни были, к близким отношениям с Собой. И это дает мне смелость представлять, что я разговариваю с Создателем Вселенной и ее прославленным Искупителем Иисусом так, как если бы я разговаривала с приятелем.
Затем я стараюсь ответить на вопрос: «Не является ли все это лишь плодом моего воображения?»
Я объясняю, что здесь может помочь распознавание. Требуется практика, чтобы научиться отличать вдохновение Бога от вдохновения хитрого обманщика, злого духа. Некоторые люди слышат Бога в чувствах, во внезапных картинах или идеях, возникающих в их сознании, в дружеских советах или в текстах песен. Другие слышат Бога через свое воображение. Я не думаю, что я использую свое воображение в большей степени, чем его использует Бог.
Бог любит общаться с каждым из нас напрямую и множеством способов. Игнатианское созерцание — для меня чудесный инструмент, позволяющий успокоиться и погрузиться в тишину. Я склонна к отвлечениям, но во время молитвы воображением их у меня меньше.
Святой Игнатий учил молитве воображением неспроста. Такая молитва помогает нам открыться Богу, который хочет исцелить нас и глубже вовлечь нас в отношения любви.
У некоторых может возникнуть искушение не принимать во внимание этот стиль молитвы, потому что он слишком смелый. Но когда кто-то безумно влюблен — как Бог по отношению к нам — он может отважиться на смелые шаги.
Бог снова и снова просит меня подражать любви Иисуса. Это любовь, которая позволяет Иисусу прощать людей, даже несмотря на то, что они Его распяли. Это любовь, которая все прощает. Это невероятно отважная любовь.
Автор: Лоретта Пеханич
Изображение: Конрад Виц, «Чудесный улов», 1444 г.
Источник: The Audacity of Using Imagination in Prayer — Ignatian Spirituality
Свежие комментарии