Индийский иезуит, психотерапевт, священник, Энтони де Мелло (1931-1987) широко известен по своим многочисленным публикациям, переведенным на многие языки. Он поразил мир глубоким пониманием человеческой природы, обращаясь к людям посредством буддистских притч и арабской мудрости. Рекомендовал индуистские дыхательные упражнения и был глубоким знатоком Духовных Упражнений Св. Игнатия.

Семейные корни

Тони родился 4 сентября 1931 года в Санта-Круз, пригороде Бомбея. Его родители, Фрэнк и Луиза – уроженцы Гоа, португальской колонии на юго-востоке Индии. Они происходили из католических семей с 400-летней традицией и сами были ревностными христианами.

Франциск Ксаверий, один из первых товарищей Игнатия Лойолы, прибыл в Гоа около 1542 года и дал мощный толчок к распространению христианства в Индии. Португальцы же обосновались в Гоа в 1510, преследованиями и убеждениями обращая местное население. Неизвестно, как прадеды де Мелло стали христианами, но они оставили в наследство своим потомкам твердую веру, которой и родители Тони были исключительно преданы.

Учеба и призвание

Тони начал свое образование в Saint Stanislaus High School, управляемой иезуитами. Он был на хорошем счету, и одинаково любим преподавателями и студентами. Родители ожидали, что он поступит в университет, и по окончании сможет выбрать любую профессию, какую только пожелает. Но Тони не обращал внимания на все намеки на блестящее будущее, а изредка просто отвечал, что предпочел бы стать священником. Все считали это лишь ребяческой мечтой, подогретой иезуитами в школе. А кроме того, родители знали Тони как очень романтическую натуру, однажды в детстве он сказал своей кузине, что когда-нибудь женится на ней, и что соберет все звезды и сделает из них ей свадебное платье. И она не раз в шутку напоминала Тони об этом «обещании», даже когда он уже был священником, а она – замужем и с детьми.

Обещание

Однажды мама сказала Тони: «Если ты оставишь нас и станешь иезуитом, то кто позаботится о нас, когда мы состаримся?» Тони ответил: «Я буду молиться, чтобы Бог вам дал еще одного сына. Ты мне разрешишь уйти, если Бог ответит на мои молитвы?» Матери Тони было уже за сорок, и она с без раздумий дала согласие, и Тони больше никогда не возвращался к этой теме, пока не увидел на руках матери мальчика-младенца, своего брата. Его первыми словами были: «Бог ответил на мои молитвы. Он дал вам сына, а я стану священником-иезуитом.»

Обещание выполнено

В 1947 году, на последнем году школы, посещая занятия, посвященные выбору профессии, Тони захотел обсудить вопрос своего будущего со своими родителями. Тонина мать не была против того, чтобы Тони стал священником, но ее пугала мысль о длительной разлуке (Молодым иезуитам в те времена не позволялось навещать свои семьи в течение трех первых лет). Тони ответил, что если таково ее желание, то он готов последовать стопами отца и работать на железной дороге, но что он никогда не будет счастлив, сделав такой выбором. И он напомнил матери о ее обещании.

Его призвание победило, и 1 июля 1949 года он поступил в Общество Иисуса как послушник в иезуитскую семинарию в пригороде Бомбея. Через двадцать лет он станет ректором этого учреждения.

Брат Билл

Его младший брат рассказывает, что они с Энтони были очень разные, и ему всегда ставили в пример старшего брата, который и прекрасно учился, и был «хорошим католиком», и во всем был образцом добродетели. Он даже стал его бояться, потому что его всегда пугали Тони, который иногда проводил воспитательные беседы с братом.

Когда Тони поступил в семинарию, он был просто насыщен верой – был во всем самым ортодоксальным и лояльным, всегда защищал позицию Церкви и ее доктрину. И Билл хорошо помнит момент, когда на возражение сестры в споре на религиозную тему Тони пришел в ярость: «Церковь права, а ты – не права! Ты не имеешь права сомневаться. Папа непогрешим» Он не сказал этого явно, но указал на то, что за такие взгляды попадают в ад.

И все-таки он изменился. Когда однажды Билл с ужасом ожидал разноса от брата, которого давно не видел, он, к своему изумлению, встретил в нем понимание и любовь. И именно это, как Билл сказал, мотивировало его измениться к лучшему…

Де Мелло и ОИ

Известный всему миру либеральный де Мелло появился в результате трансформации жесткого де Мелло, который поступил в Общество Иисуса. Это стало заметно после его возвращения из Испании, где он три года изучал философию и претерпел некую внутреннюю эволюцию.

Что привлекало Антония в Обществе прежде всего – так это дисциплина. Он открыл некую силу в послушании и «расположенности» к выполнению, которою это послушание воспитывает. Он наслаждался строгостью взглядов, он находил радость в догме и мощь – в доктрине.

Вернулся же он отбросившим свою жесткость и гораздо более гибким в своих взглядах на церковное учение и дисциплину. Кроме того, он приобрел харизму, которая его делала лидером. Многие священники могли бы позавидовать карьере Антония в Обществе, а же никогда не подчеркивал своего успеха и с радостью обращал внимание на успех других.

Рабиндранат Тагор написал: Бог хочет, чтобы его храм был построен из любви, а люди несут камни. Видимо, Тони осознал, что вера и догма – тоже лишь камни, если между людьми не будет любви.

Тони до конца оставался верным Церкви и любил Общество Иисуса. Его вдохновляла идея сделать Католическую Церковь в полном смысле Вселенской Церковью – объемлющей всех людей: христиан, не христиан или просто сомневающиеся. И Билл вспоминает: «Благодаря ему я понял, что на бескрайних просторах обетованных земель Божиих есть и участок с табличкой «для агностиков», где я ожидаем и любим. И есть место для людей любых убеждений, каждый из которых ожидаем и любим». Тони чувствовал себя счастливее всего, смешиваясь с христианами и индуистами, буддистами и мусульманами, агностиками и атеистами. Всем он был братом, и Биллу – в особенности.

Де Мелло и цензура

В 1998 году, 11 лет по его смерти, Конгрегация по Вероучению издала “Предупреждение относительно трудов о. Энтони де Мелло SJ”, где осудила идеи его книг, как развивающиеся в направлении, несовместимом с христианством. Отдельным письмом, обращенным к Конференциям епископов, Ратцингер призвал последних принять решение о изъятии его книг из обращения.

Многие были встревожены, так как рассматривали де Мелло как духовного лидера нового времени, а издатели с успехом издавали и периздавали его книги. Ситуация прояснилась, когда Информационная Служба Ватикана в пресс-релизе дала “Объяснителную ноту” с подробными комментариями предупреждения и цитатами де Мелло, которые вызвали возражения. Ситуация быстро прояснилась. При жизни де Мелло издал всего четыре книги (см. библиографию), еще несколько существовали в рукописях и были изданы вскоре после его смерти. Под его именем были опубликованы также записи некоторых Духовных Упражнений, данных Энтони. Всего индийские иезуиты (как некого рода его духовные наследники) признают “оригинальными” всего девять из тех книг, что появились в печати на волне популярности.

До фактического запрещения мало где дошло, тем боле что невозможно запретить печать светским издательствам, на плечи которых, по большей части, и легла ответственность за издание материалов сомнительного происхождения. Многие рассказы, содержащиеся в поздних книгах легко идентифицируются с его ранними публикациями, но привнесенное содержание зачастую таково, что заставило Ватикан предостеречь верующих.

На данный момент все его книги должны издаваться с соответствующим предупреждением о том, что эти книги не были написаны (только) для католической аудитории, и не все, что в них содержится, совместимо с католическим вероучением. Что не забывал делать и сам Тони (см. выдержки его вступительных слов), всегда полагая себя послушным сыном Церкви.

Поношенная рубашка, мешковатые брюки и дешевые кеды. Тони никогда не носил лишнего багажа, телом или духом. При его образе жизни со вкусом подобранная одежда была лишним багажом; он надевал то, что попадалось под руку. В духовном он был таким же – ничего лишнего. Путешествуйте налегке. Будьте непосредственны. Общайтесь.

Библиография

(“оригинальными” из числа этих книг индийские иезуиты признают лишь первые девять):

Год издания Название Перевод на русский
1978 “Sadhana: A Way to God”
1982 “The Song of the Bird” “Зачем поет птица?” – К.:София 2003
1984 “Wellspings”
1985 “One Minute Wisdome”
“Call to Love” (“The Way to Love” )
1988 “Prayer of the Frog” (“Taking Flight”) “Молитва лягушки” – К.:София 2003
“Prayer of the Frog” vol. II “Когда Бог смеется” – К.:София 2003
1990 “Contact with God: Retreat Conferences”
1992 “One Minute Nonsense”
(в двухтомном варианте “One Minute Nonsense” & “More One Minute Nonsense”)
1998 “Awakening”
1992 “Awareness”
“Praying Body and Soul” port.
“Walking on Water” port.
1997 “Heart of the Enlightened”,
1998 “Awakenig: Conversations with the Masters” etc.

Хронология

4 сентября 1931 Родился в Санта-Круз, Бомбей
1 июля 1947 Поступил в новициат Общества Иисуса (Vinayalaya, Бомбей)
1952-1955 Изучение философии в Барселоне
1958-1962 Изучение богословия в deNobili College, Поона (Индия)
23 марта 1961 Рукоположение в церкви св. Петра в Бандре, Бомбей
1963-1964 Изучение психологии и получение степени магистра в Чикаго
1964-1965 Преподавание курса духовности в Риме
2 февраля 1965 Последние обеты, Рим
1966-1967 Исполнение обязанностей настоятеля в Манмаде и настоятеля миссий в Ширпуре (Индия)
1968-1972 Работа ректором новициата иезуитов (Vinayalaya, Бомбей)
1972-1987 Основал Институт Пастырской Консультации и Духовности в deNobili College, Поона, и стал его ректором. Позднее Института
переместился в город Лонавла, а со временем стал называться Институтом “Садхана”.
1 июня 1987 Умер в Университете Фордхам, Нью-Йорк. Похоронен на иезуитском кладбище при церкви св. Петра в Бандре, Бомбей