Мф 22, 34-40

Фарисеи, услышав, что Иисус привёл саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Любить Бога, Который первый нас полюбил

В параллельном отрывке к сегодняшнему Евангелию евангелист Марк цитирует не только слова Иисуса, данные Матфеем, но и вступительную фразу к этой цитате из книги Второзакония: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый…» (Мк 12,29 = Втор 6,4). В самом начале заповеди, которая была основной и в понимании собеседников Иисуса – фарисеев, стоит слово «Слушай» (после которого каждому и каждой из нас следует вставить свое имя, потому что они адресованы лично тебе и мне). Прежде чем принять заповедь и стремиться ее соблюсти, нужно уметь услышать голос Того, кто первым нас полюбил, как говорит апостол Иоанн: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас» (1 Иоан 4,10). Этот голос – голос любви, и не может быть никаким другим, потому что «Бог есть любовь» (1 Иоан 4,16). Как же сильно душа нуждается в том, чтобы каждое утро погружаться в безусловную любовь Бога, а вечером вспоминать и благодарить за все ее проявления на протяжении дня! Если не помнить, что я, как и все сущее, происхожу из любви и имею жизнь благодаря ей, что Бог каждый день одаривает меня Своим присутствием и благодатью, тогда заповедь будет звучать как строгий закон, суровое требование, которое лишает меня воли и свободы самовыражения, требуя невозможного. На самом деле, главная заповедь, как и все заповеди Бога, данные на Синае, начинается с напоминания о том, что «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя […] из дома рабства» (ср. Исх 20, 2). Каждая заповедь дана, чтобы помочь человеку оставаться свободным.

Голос Бога – это голос любви, даже когда он строго предупреждает меня о последствиях несправедливых поступков, как в первом чтении сегодня: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, […] воспламенится гнев Мой, […] и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами». Не устану повторять, что Бог не наказывает в ответ на грех, но последствия зла заключаются в самом зле, которое выбирает человек. Божья любовь достигает вершины и всей своей глубины, когда возвращает грешника на путь жизни, посылая нам «Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Иоан 4,10).

Любить ближнего – образ живого Бога

Новизна ответа Иисуса состоит в том, что Он приравнивает призыв любить единого Бога к заповеди любить ближнего. Обратимся еще раз к св. Иоанну евангелисту, поэту Божьей любви, который объясняет эту взаимосвязь: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий  брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Иоан 4,20). Человек носит в себе образ невидимого Бога, поэтому возможность проявить любовь к ближнему – это шанс показать на деле, как сильно мы любим нашего единого Отца. «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Иоан 3,18).

Так же, как лицо каждого человека уникально, так и неповторима любовь к конкретному ближнему, которого Господь в Своем Провидении поместил на нашем пути. Так проявляется чудесная креативность любви. Молодой человек любит девушку иначе, чем родители любят детей, а дети – родителей; желая сделать что-то приятное для друзей, мы ведем себя иначе, чем когда с должной заботой выполняем свои обязанности, думая об адресатах нашего труда. В энциклике Fratelli tutti Папа Франциск много говорит о политическом измерении любви (напр., пп. 180-181): забота об общем благе, о том, что затрагивает интересы многих – высокое проявление любви, доступное не только непосредственно общественным деятелям, но и всем, кто готов посвятить свое время и силы общему делу. В разнообразных обличиях любви – ее красота. Ее различные проявления объединяет стремление к истинному благу ближнего, готовность выйти навстречу другому человеку, чтобы встретить его или ее там, где они сегодня находятся в своей уникальности и хрупкости.

Любовь к себе через любовь к другому

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя». В уточнении «как самого себя» можно совершенно оправданно услышать напоминание о здоровой и правильно понятой любви к себе. На самом деле многим людям не хватает именно такой любви, которая, с одной стороны, не потакает собственным порокам и своеволию, с другой – не позволяет принижать достоинство дитя Божьего в ложном смирении. Очень часто проявить любовь к себе означает сделать то, чему вы сопротивляетесь (например, наконец-то записаться в бассейн или иным образом позаботиться о своем здоровье), а не то, что спонтанно приходит в голову – хотя иногда нужно наоборот побаловать себя, чтобы стряхнуть грусть! Но более важный урок касательно правильного отношения к самим себе, который мы можем извлечь из сопоставления Иисусом трех «векторов» любви, – это осознание, что истинная любовь к себе возрастает и достигает своей полноты в той степени, в которой мы способны быть в единении (причаст-ности) с Другим (с большой буквы) и с другими (с малой буквы).

Иисус, Возлюбленный Сын Отца, раскрывает и нашу сущность возлюбленных детей Божьих, и это самое главное, что можно сказать про меня и тебя. Иисус, наш Спаситель и Брат, показывает нам путь подлинной человеческой жизни как путь любви «до конца» (Ин 13,1). «Мы созданы для полноты, которую можно достичь только в любви», – пишет Папа Франциск в недавней энциклике (Fratelli tutti, 68). «Любовь –  “критерий окончательной оценки ценности или бесполезности человеческой жизни”», – добавляет Франциск, цитируя своего предшественника Бенедикта XVI (там же, 92). «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто», – пишет св. Павел (1 Кор 13,2). Любовь делает нас подобными самому Богу. «Крепка, как смерть, любовь», – говорит ветхозаветный автор (Пп 8,6), но в воскресении Христа Бог показывает, что любовь сильнее смерти – и это единственное  наше сокровище, которое пребудет также в вечности. Пусть Святой Дух вдохновит нас на то, чтобы все наши стремления, слова и поступки были наполнены любовью, и сделает нас все более подобными Богу, единому в Троице, который есть Любовь.

 О. Виктор Жук SJ