13 марта Папа Франциск отмечает десятую годовщину своего избрания епископом Рима. Хорхе Марио Бергольо прибыл на конклав 2013 года с обратным билетом в Аргентину и небольшим портфелем. Он не ожидал, что его изберут папой. Но в тот дождливый вечер кардинал из Аргентины вышел на балкон как первый римский понтифик из Латинской Америки и первый Папа, назвавший себя в честь святого Франциска Ассизского.

В течение последних 10 лет Франциск стремился осуществить основанную на Евангелии реформу Церкви, вдохновляясь духом св. Франциска: его любовью к бедности, миру природы и его работой во имя мира. Этот Папа – не либерал и не консерватор: он – радикал.

Юбилей поднимает вопрос о влиянии этого понтификата и о том, куда Франциск ведет Церковь. Несмотря на то, что прошедшее десятилетие было вихрем активности, зарубежных поездок и начинаний, можно выделить три темы.

Церковь, сосредоточенная на миссии

Во-первых, стремление к Церкви, сосредоточенной на миссии на всех уровнях ее институциональной жизни. Это можно увидеть в конституции Франциска о Римской курии «Praedicate Evangelium» («Провозглашать Евангелие»). Реформа ставит евангелизацию в центр структуры управления, целью которой является служение Папе и поместным Церквам.

Другими словами, Церковь существует не для того, чтобы поддерживать свою бюрократию или сохранять свое финансовое положение. Франциск настаивает на миссионерском характере Церкви и всегда ищет новые пути для провозглашения Евангелия. В новой иерархии структур Римской курии Дикастерия по евангелизации теперь имеет приоритет над Дикастерией по доктрине веры.

Евангелизация также предполагает совместные усилия, которые не принадлежат исключительно Папе, епископам и священникам. Каждый верующий получил свою роль через крещение. По этой причине новая конституция предусматривает, что любой католик-мирянин, мужчина или женщина, с соответствующей квалификацией, может председательствовать в дикастерии Римской курии. Куриальная реформа связана не только с тем, что происходит в Риме, но должна также иметь последствия для епархий по всему миру. Франциск задает тон и образец для подражания.

Возвращение к истокам христианства

Второй особенностью понтификата Франциска является возвращение к основам веры и возрождение духа раннего христианства. Наряду с обновлением, которое Папа осуществил своими реформами, его понтификат был вдохновлен концепцией «ressourcement» – идеей возвращения к истокам христианства. Это также было одной из движущих сил реформ Второго Ватиканского собора.

«Evangelii Gaudium», документ-манифест этого понтификата, призывает Церковь переориентироваться на провозглашение Евангелия и остерегаться чрезмерного усложнения или страха совершить доктринальные ошибки. Франциск стремится оставаться простым и хочет, чтобы Церковь сосредоточилась на своей главной миссии: радости веры, милости Божией и служении тем, кто оказался на периферии общества.

Франциск знает, что в мире, который становится все более секуляризованным, важна вера, а не должности или титулы в Церкви, поэтому он обращается к людям, чья жизнь проходит за пределами ризницы и залов власти в Риме.

«Мы – крещеные, мы – христиане, мы – ученики Иисуса. Все остальное второстепенно», – заявил Франциск 18 февраля на конференции, посвященной мирянам. «Но, отец, а как же священство?» – «Да, это тоже второстепенно» – «А как же епископство?» – «Да, и это второстепенно» – «Даже кардинальский титул?» – «Тоже второстепенно», – сказал он.

Синодальная реформа

Возвращение к истокам подводит нас к третьей особенности понтификата Франциска: синодальной реформе. Этот процесс возвращает Церковь к соборам и синодам, которые имеют глубокие корни в католической традиции. И в эпоху раннего христианства, и сегодня они предоставляют пространство для распознавания действия Святого Духа. Эта особенность понтификата Франциска присутствовала с самого начала, а продолжающийся процесс вселенского Синода, вероятно, станет непреходящим наследием этого Папы.

В своей первой речи, обращаясь к толпе на площади св. Петра после своего избрания, новый Папа говорил о совместном путешествии, которое является центральным для синодальности: «Мы отправляемся в это путешествие: епископ и народ, – сказал Франциск 13 марта 2013 г. – Это путешествие Римской Церкви, которая в любви возглавляет все Церкви. Путь братства, любви и доверия между нами».

За последнее десятилетие понтификат Франциска положил начало глубокому обновлению Церкви и пересмотру ее внутренней культуры. Дорога временами была ухабистой, и впереди, вероятно, будет еще немало турбулентности. Хотя Франциск никогда не собирался становиться Папой, чем дольше он им является, тем больше чувствует, что должен сделать. Этот понтификат остается незавершенным.

Фото: Папа Франциск после своего избрания молится вместе с собравшимися на площади св. Петра о Божьем благословении (CNS photo/Paul Haring)

Автор: Кристофер Лэмб

Источник: The Francis pontificate, 10 years on — Vatican — Chicago Catholic