История основания Ордена иезуитов связана с личностью святого Игнатия из Лойолы. Игнатий – Иньиго — происходил из баскской семьи и был потомком не очень знатного дворянского рода. Вплоть до тридцати лет Игнатий мечтал прославиться в кавалерии и пробить брешь в сердце одной из придворных дам, в которую был тайно влюблён. 20 мая 1521 года Игнатий оказывается в Памплоне, где французы ранят его в ногу из кулеврины (вид огнестрельного оружия). Во время долгого периода выздоровления, проведенного в Лойоле, Игнатий просит принести ему книги по кавалерии, но вместо этого ему приносят «Жизнь Иисуса Христа» и «Жития святых». Вынужденное чтение этих книг оставляет в душе Игнатия неизгладимый след, и он, понимая, что его прежняя жизнь была суетой, решает радикально её изменить.

Как только Игнатий встаёт на ноги, он оставляет все дела и отправляется паломником в Иерусалим. Игнатий хочет странствовать из Барселоны, но непредвиденные обстоятельства задерживают его на целый год. Он проводит это время в Манресе, где переживает мистический опыт. Там он и пишет свои знаменитые «Духовные упражнения», которые лягут в основу будущего Общества Иисусова (именно таково официальное название этого Ордена).

Игнатий наконец попадает в Иерусалим, проезжая через Рим и Венецию. Он хотел бы навсегда остаться в Святом граде, но по некоторым знакам чувствует, что у Бога иной замысел. Он возвращается в Испанию и идёт учиться: сначала изучает грамматику в Барселоне, потом философию и богсоловие в Алькале. Одновременно с этим Игнатий проповедует и занимается духовным наставничеством. Разумеется, по тем временам это было необычно для мирянина, и активность Игнатия вызывает подозрения. Он попадает под суд Инквизиции два раза. Оба раза его оправдывают, однако Игнатий понимает, что ему лучше сменить место жительства.

В 1527 году он едет в Париж, где встречается с несколькими студентами, желающими разделить с ним духовный пыл. В часовне на холме Монмартр Игнатий и шестеро студентов дают обет нестяжания. Они также дают обет паломничества в Иерусалим и уточняют: если в течение года им не удастся исполнить это обещание, то они отправятся к Папе и отдадут себя в его распоряжение, чтобы он их направил туда, где их апостольская деятельность необходима.

В 1537 году Игнатий снова оказывается в Венеции. Для него и для его товарищей – которых уже начитывалось десять – путешествие в Иерусалим оказывается невозможным. Согласно данному обету, они всё же ждут окончания года и в ожидании разъезжаются по университетским городам – в Падую и Сиену, — в то время как Игнатий с двумя товарищами отправляется в Рим. Они встречаются с Папой, который оставляет их у себя на службе. Игнатий и его собратья размышляют в этот период о том, есть ли необходимость в основании нового монашеского ордена, — но не традиционного, а созерцательного в действии, — и принимают решение. Новый орден под названием Общество Иисусово Папа Павел III одобрил в 1540 году. Год спустя Игнатий поселяется при церквушке «Мадонна-делла-Страда» — на её месте сегодня стоит храм Святейшего Имени Иисуса («дель Джезу»). Именно здесь Игнатий написал конституцию Общества, именно отсюда руководил миссионерскими экспедициями собратьев. Игнатий открывает для широкой публики школы, основанные первоначально для молодых иезуитов, и переписывается со множеством людей со всех уголков мира. На момент смерти Игнатия 31 июля 1556 года Общество Иисусово насчитывало уже около тысячи братьев, а поле его деятельности охватывало почти все страны Западной Европы, Бразилию, Эфиопию, Индию и Японию.

В течение двух последующих столетий Общество Иисусово познало самый большой успех и самые ужасные гонения. Иезуиты беззаветно посвящали себя миссиям. Они добрались до Китая (первым был Маттео Риччи), до испанских колоний за Антлантическим океаном и до Северной Америки. В Латинской Америке Общество Иисусово создает Парагвайские редукции, включающие также Уругвай, часть Бразилии и обширную часть Аргентины. Их история замечательно описана в фильме «Миссия» 1986 года, в котором снимались Джереми Айронс и Роберт Де Ниро, а музыку написал Эннио Морриконе. Освобожденные от службы, которую налагали на коренное население испанские колонизаторы, индейцы под руководством иезуитов организовали общинную жизнь, гармонично сочетающую в себе экономические, культурные и религиозные аспекты. К сожалению, перемена политического ветра в Европе ознаменовала конец редукций.

В Китае и Индии иезуиты опережали свою эпоху, стараясь приспособить исторические формы христианства к местным культурам. Они столкнулись с непониманием со стороны других миссионерских орденов, которые направили жалобу в Рим. Рим сначала избегал прямого ответа, но потом сделал выбор в пользу традиции – то есть устоявшихся обычаев.

На богословском и духовном уровне вокруг иезуитов тоже возникло немало полемики: например, иезуиты и доминиканцы не могли прийти к согласию по вопросу соотношения Божественной благодати и человеческой свободы. С янсенистами (впоследствии осужденными за ересь) иезуиты вели полемику о христианской жизни: они считали, что христианам должна быть присуща терпимость и милосердие, а янсенисты отстаивали суровый ригоризм.

Что касалось жизни за монастырской оградой, то общение иезуитов с князьями и монархами, выбиравшими их в качестве своих исповедников и духовников, не шло на пользу Общества. Волей-неволей иезуиты оказывались вовлеченными в придворные интриги и споры династий. В Европе, разделенной в религиозном и политическом плане, этих бесстрашных и превосходно образованных священников, упорно стремившихся вернуть протестантов в лоно Католической Церкви, лютеранские князья считали опасными врагами. Целый ряд споров, обид, подозрений и конфликтов объясняет антииезуитскую кампанию, начавшуюся еще при жизни Игнатия и особенно развернувшуюся в середине 17 века. Эта кампания продолжалась более ста лет и отразилась в таких книгах, как «Письма к провинциалу» Блеза Паскаля, но чаще всего – в безграмотных пасквилях, в которых иезуиты представлены как отравители королей, растлители молодежи, авторы хитросплетенных интриг, устроенных в погоне за властью.

Цезарепапизм (вмешательство суверенов в церковную сферу), в те годы установившийся при европейских дворах, видит в иезуитах своего главного противника и испытывает страх перед возможным влиянием Общества Иисусова на высшие сословия, прежде всего посредством иезуитских колледжей. Иезуитов выдворяют из Португалии, Общество распускают во Франции, они изгнаны также из Испании и американских колоний. Их отправляют на кораблях к берегам Папского государства, причем путешествуют они иногда в чудовищных условиях. В пути погибли более пятисот братьев.

13 августа 1773 года Папа Климент XIV, уступив под угрозой раскола со стороны католических монархов, подписал буллу “Dominus ac Redemptor” о роспуске Ордена иезуитов и прекращении его существования. Главный настоятель ордена Лоренцо Риччи был заключен в замок Святого Ангела, где умер от холода и голода.

Императрица Екатерина II отказалась признать Папскую буллу и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты могли жить и действовать. В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России. В период правления императора Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. В 1815 году из-за обращений в католичество был издан указ о высылке иезуитов из Петербурга и Москвы. В 1820 году император Александр I принял решение об окончательном изгнании ордена иезуитов из России.

Между тем, 7 августа 1814 года Папа Пий VII восстанавливает Общество Иисусово посредством буллы “Sollicitudo omnium ecclesiarum”. Около семисот «бывших» иезуитов (в основном из России) были восстановлены в статусе, и в первый же год после «реставрации» в Ордене были около 70 новициев, а к концу 18 столетия Орден насчитывал уже 15 тысяч братьев.

Источник: Радио Ватикана