Продолжая наши катехезы о духовном распознавании, мы размышляем о важности интерпретации собственной жизни в свете Божьего Промысла. Через молитву и духовную проницательность мы можем научиться распознавать нить Божьей благодати, которая проходит через всю жизнь. Пересмотр нашей личной истории может выявить негативные вещи и подходы, которые мешают духовному росту, но он также может открыть нам глаза на скрытые события и встречи, которые тихо раскрывают перед нами полный любви Божий план для нашего вечного счастья. Жизнеописания святых также проливают свет на личный путь каждого человека к святости. В «Исповеди» св. Августин пишет, как постепенно Бог вел его таинственным образом к открытию и принятию истины, которая – единственная – в состоянии удовлетворить самые глубокие желания сердца. Св. Игнатий Лойола, еще один великий духовный наставник, основываясь на своем пути обращения, учит нас распознавать голос Бога, который говорит в глубине сердца, направляет наши шаги и призывает нас к еще более глубокому единению с Ним.
***
Дорогие братья и сестры, приветствую вас, доброе утро!
В течение последних недель на катехезах мы сосредотачиваемся на предпосылках хорошего распознавания. Нам всегда приходится принимать те или иные решения, а значит, отправляться в путешествие, идти по пути распознавания. Каждая важная деятельность вырабатывает свои «инструкции», которые следует хорошо усвоить, чтобы они давали необходимый эффект. Сегодня мы рассмотрим еще один незаменимый ингредиент распознавания: историю собственной жизни. Знание жизненных событий является, скажем так, важной составляющей распознавания.
Жизнь каждого человека – это целая «книга», ценная своей уникальностью. К сожалению, многие не читают ее или делают это слишком поздно, перед смертью. И все же именно в этой книге можно найти то, что бесполезно искать другими способами. Святой Августин, великий искатель истины, точно понял это, перечитав свою жизнь, отмечая в ней тихие и незаметные, но четкие шаги присутствия Господа. В конце этого путешествия он с удивлением заметил: «Ты был во мне, а я – был во внешнем и там искал Тебя, в этот благообразный мир, Тобой созданный, вламывался я, безобразный! Со мной был Ты, с Тобой я не был» (Исповедь X, 27.38). Из этого возник его призыв взращивать внутреннюю жизнь, чтобы найти то, что ищем: «Сосредоточься в самом себе, ибо истина живет во внутреннем человеке» (Об истинной религии, XXXIX, 72). Это приглашение я хотел бы направить всем вам и даже себе:
«Сосредоточься в самом себе. Прочти свою жизнь. Читайте себя изнутри: каким было твое путешествие… В спокойствии. Сосредоточься в самом себе».
Мы часто переживаем этот опыт Августина, когда оказываемся в плену мыслей, вселяющих в нас неуверенность и выбивающих почву из-под ног, когда мы говорим себе: «я ничего не стою» – и ты чувствуешь себя подавленным, «у меня все идет не так» – и ты уже сбит с толку, «я никогда не добьюсь ничего хорошего» – и тебя охватывает грусть. В жизни так бывает. Эти пессимистические утверждения прибивают к земле! Читать свою историю – это значит признавать присутствие подобных «токсичных» элементов, но затем расширять сюжет нашей истории, учиться замечать другие вещи, делать ее богаче, осознавая всю ее сложность, а также уметь улавливать незаметные способы, которыми Бог действует в нашей жизни. Когда-то я знал человека, про которого люди говорили, что он заслуживает Нобелевскую премию за негатив: все было плохо, все, и к тому же он постоянно пытался принизить себя. Он был полон горечи, хотя и обладал многими хорошими качествами. А потом он встретил одного человека, который ему помог – каждый раз, когда он на что-то жаловался, он говорил: «А теперь для компенсации скажи о себе что-нибудь хорошее». И он соглашался: «Что ж, да… У меня также есть такое-то качество», и понемногу это помогало ему двигаться вперед, хорошо читать свою собственную жизнь, в которой есть и плохое, и хорошее. Нам нужно читать нашу жизнь: мы неизбежно заметим проявления зла, но также и хорошие вещи, которые Бог сеет в нас.
Мы видели, что распознавание имеет повествовательный характер: оно не зацикливается на каком-то конкретном действии, а помещает его в контекст: откуда пришла эта мысль? Откуда взялись мои нынешние чувства? Куда все это меня ведет? Какие мысли рождаются в результате? Сталкивался ли я с чем-то подобным раньше? Это пришло мне в голову впервые или я уже знаком с этим опытом? Почему одни мысли более настойчивы, чем другие? Что жизнь пытается мне сказать?
Это повествование о событиях нашей жизни позволяет также уловить важные нюансы и детали, которые могут оказаться ценными подсказками, доселе скрытыми. Какое-то чтение, оказанная кому-то услуга, встреча с кем-то, – все то, что казалось неважным, со временем вселяет в нас покой, дарит радость жизни и подсказывает дальнейшие добрые начинания. Остановиться и осознать это необходимо для распознавания: это работа по сбору тех драгоценных, скрытых жемчужин, которые Господь посеял в нашу почву.
Добро скрыто, безмолвно, оно требует медленного и непрерывного копания. Потому что Бог действует тактично: Бог любит оставаться незамеченным, невидимым, Он не навязывает Себя; Он подобен воздуху, которым мы дышим: мы его не видим, но он позволяет нам жить, и мы замечаем его только тогда, когда нам его не хватает.
Привычка перечитывать собственную жизнь воспитывает взгляд, обостряет его, позволяет замечать маленькие чудеса, которые добрый Господь совершает для нас каждый день. Когда мы внимательны, мы замечаем другие возможные направления, которые укрепляют наш внутренний вкус, мир и творчество. Прежде всего, это делает нас свободнее от токсичных стереотипов. Мудро сказано, что человек, не знающий своего прошлого, обречен на его повторение. Как это странно: если мы не знаем пройденного пути, то постоянно повторяем свое прошлое, ходим по кругу. Человек, который ходит по кругу, никогда не идет вперед, никуда не путешествует; как собака, которая гоняется за своим хвостом, всегда мчится одним и тем же путем и повторяет одно и то же.
Давайте спросим себя: рассказывали ли мы кому-нибудь о своей жизни? Это прекрасный опыт помолвленных пар: если их отношения по-настоящему серьезные, то они делятся друг с другом своими жизненными историями… Это одна из самых прекрасных и интимных форм общения. Она позволяет открыть доселе неизвестные, маленькие и простые вещи, но, как сказано в Евангелии, именно из малого рождается великое (ср. Лк 16,10).
Жития святых также являются ценным подспорьем в распознавании стиля, которым Бог пользуется в нашей жизни; через святых мы узнаем, как Он действует. Поведение святых бросает нам вызов, показывает новые смыслы и возможности,
как это произошло, например, со святым Игнатием Лойолой. Описывая фундаментальное открытие своей жизни, он добавляет важное уточнение: «На опыте он постиг, что одни мысли оставляли его печальным, а другие – радостным. Так мало-помалу он стал знакомиться с разнообразием воздействовавших на него духов» (Автобиография, 8). Знать, что происходит внутри нас, знать, осознавать.
Распознавание – это повествовательное прочтение радостей и печалей, утешений и разочарований, которые мы испытываем в течение жизни. Именно сердце говорит с нами о Боге, и мы должны научиться понимать его язык. Например, поразмышлять в конце дня о том, что сегодня произошло в моем сердце. Некоторые люди думают, что испытание совести похоже на бухгалтерский подсчет грехов – а мы делаем их много, – но речь идет о том, чтобы задавать себе вопросы: «Что происходило внутри меня? Испытывал ли я радость? Что принесло мне радость? Было ли мне грустно? Что именно послужило причиной грусти?» И таким образом учиться распознавать, что происходит внутри нас.
Папа Франциск. Общая аудиенция, 19 октября 2022 г.
Библиотека: Цикл катехез о распознавании Папы Франциска
Свежие комментарии